18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Джеймс Уистлер: денди, карьерист и плут

Подзаголовок биографии Джеймса МакНила Уистлера, написанной Дэниелом Сазерлендом, Жизнь ради искусства — игра с девизом l’art pour l’art, который уистлеровский англо-американский извод эстетизма заимствовал у разнообразных новаторских течений искусства Франции. Автор в своем повествовании переплетает между собой разнообразные и зачастую противоречивые тени бесчисленных обличий Уистлера. Он был помешанным на деталях и ищущим внимания денди, энергичным и ехидным карьеристом, богемным плутом и профессиональным эксцентриком. Его показная бесшабашность порой заслоняла и его точный талант графика, и его кропотливую художественную работу. Наиболее тщательно исполненным произведением Уистлера была в первую очередь его собственная импульсивная и ослепительная личность. Как ободранный богемный юнец, проживающий в Париже получаемые от семьи средства, он ловко проложил свой путь, увернувшись от всех сражающихся между собой парижских художественных течений его молодости (классицизма, романтизма, реализма), и создал собственный неповторимый и эффектный стиль на грани модернизма.

Сазерленду удалось мастерски схватить и осветить хитросплетения арт-рынка и общественных отношений XIX века. Он неопровержимо доказывает, что пируэты Уистлера часто служили маской хитрого хозяйственника. В книге показано, насколько современным был этот художник в своем искусстве и в манипулировании арт-рынком, с его контролем над изданиями и отпечатками и тайной обратной скупкой собственных произведений на вторичном рынке с целью повысить их рыночную стоимость.

Уистлер находился во власти фанатической и изощренной одержимости внешними деталями, охватывавшей все: от его дендистского гардероба до живописи и ее обрамления, интерьеров галерей, которые он лично декорировал, и отобранных вручную шрифтов для каталогов его выставок.

Он подписывал свои произведения и письма эмблемой — бабочкой japonica butterfly, а это насекомое с ядовитым жалом. Быть может, его блестяще выстроенный образ даже слишком хорошо скрывал раздираемого внутренними бурями перфекциониста — кажется, что ни одной биографии Уистлера (и эта не исключение) не удалось в полной мере отразить внутреннюю жизнь художника.

Несмотря на то что общее число существующих англоязычных биографий Уистлера приближается к дюжине, за последние два десятилетия эта оказалась первой. Подробная, но не педантичная, она отличается ненавязчивой научной структурой и активным использованием переписки Уистлера. И хотя классическая биография 1947 года Стэнли Вайнтрауба, вероятно, останется главным выбором основной массы читателей по причине своей (весьма уместной) фантастической манерности, книга Сазерленда, несомненно, станет изданием, к которому будут обращаться преподаватели и исследователи.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+