18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Череп, кувшинки и криптопанки: джентльменский набор современного коллекционера

$103,4 млн за Пикассо, $93,1 млн за Баскиа, $70,4 млн за Моне, $17 млн за криптопанков и $597 млн в один вечер — Christie’s и Sotheby’s на своих виртуальных торгах смогли добиться реальных успехов

Май — едва ли не самое ударное время для гигантов аукционного бизнеса Christie’s и Sotheby’s. Свои торги они проводят в уже привычном формате — с аукционистом и сотрудниками в зале и трансляцией в прямом эфире. Как показывают итоги прошедших в последние три дня торгов, это не мешает коллекционерам со всего мира поднимать до баснословных цены на работы импрессионистов, модернистов и современных художников. Ни для кого не секрет, что и в доковидные времена миллионеры избегали публичности и рекорды редко устанавливали участники аукционов, сидевшие в зале. Как правило, многомиллионные покупки совершались либо через специалистов аукционного дома, либо доверенными дилерами и консультантами.

Christie’s 11 и 13 мая провел вечерние торги под названием «Искусство XX–XXI веков», на которые были выставлены работы, созданные приблизительно с 1870-х по 1980-е годы. Теперь дом всегда будет проводить этот аукцион взамен традиционных категорий, таких как искусство импрессионизма и модернизма, послевоенное и современное искусство. Цель этого шага — создать ощущение преемственности между XX и XXI веками. По словам Ванессы Фуско, возглавляющей торги ХХ века, аукционный дом ввел новый формат, поскольку существовала «естественная потребность переопределить то, как проводятся аукционы, и привести их в соответствие с потребностями коллекционеров». Представитель Christie’s добавляет, что замена привычной категории импрессионизма и модернизма также позволяет установить связи между такими модернистами, как Пабло Пикассо, и более современными художниками.

Ключевым лотом аукциона 11 мая в итоге стала работа Жан-Мишеля Баскиа In This Case 1983 года с изображением скалящегося черепа, проданная за $93,1 млн (здесь и далее итоги приведены с учетом процентов аукционного дома), наряду со скульптурой Мартина Киппенбергера ($9,5 млн).

Втрое дороже эстимейта ушли работы Микалейн Томас, американской художницы, женские образы которой отсылают к поп-арту («Ракель, лежащая в фиолетовом комбинезоне», 2016, $1,8 млн), и Даны Шюц с ее мрачной экспрессией («Рыбак», 2021, $3 млн). Кроме того, был триумфально продан за $17 млн сет из девяти редких NFT проекта CryptoPunks от студии разработки Larva Labs. Проект представляет собой коллекцию восьмибитных изображений размером 24 на 24 пикселя. Всего насчитывается 10 тыс. персонажей, каждый из них обладает собственными особенностями и качествами. Напомним, что в марте Christie’s провел первый аукцион с лотом в виде NFT — цифровая работа художника Бипла была продана за рекордные $69,3 млн.

Вечером 13 мая состоялась вторая часть аукциона, где самым дорогим произведением стала полуметровая картина Пабло Пикассо «Женщина, сидящая у окна» («Мария-Тереза») 1932 года. Новый владелец приобрел ее за $103,4 млн. За $48,45 млн ушло полотно Клода Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» из большой лондонской серии, которую художник начал в 1899 году. «У меня есть вид на Рону с небом и рекой цвета абсента и лиловыми набережными…» — так писал о проданной за $37,4 млн картине «Мост Тренктай» ее автор Винсент ван Гог.

Два аукционных вечера принесли Christie’s $691,6 млн.

Sotheby’s тоже учитывает актуальную повестку. В апреле он впервые продал коллекцию цифровых произведений в NFT художника Pak на торговой площадке Nifty Gateway более чем за $17 млн, а в мае устраивает онлайн-торги, полностью посвященные художницам XVII–XXI веков (20–27 мая). Но вечерние торги в Нью-Йорке аукционный дом проводит по годами отработанной схеме — правда, все в один день.

Вечер 12 мая стал для Sotheby’s чрезвычайно насыщенным: дом провел сразу три аукциона, которые принесли в сумме $597 млн. Сначала распродали коллекцию Энн Марион, владелицы нефтяной компании Burnett Oil Co. и многочисленных ранчо, а также заводчицы породистых скакунов. Собрание принесло $157,2 млн, в том числе за шелкографию Энди Уорхола «Двойной Элвис» ($37,2 млн), работу Роя Лихтенштейна «Девушка на пляже II» ($14 млн) и абстрактный пейзаж Ричарда Дибенкорна из знаменитой серии Ocean Park № 40 ($27,3 млн).

Затем прошел аукцион современного искусства, его возглавила работа Жан-Мишеля Баскиа ($50,8 млн). Холст Versus Medici (авторское название можно перевести как «В противовес Медичи») 22-летний художник создал в 1982 году под впечатлением от пребывания в итальянском городе Модена. «Баскиа сознательно противопоставляет себя классическим западным идеалам красоты и намеревается освоить „правила“ истории искусства, чтобы затем нарушать их», — объясняет Грегуар Бийо, глава отдела современного искусства Sotheby’s в Нью-Йорке.

Завершающим аккордом стали торги импрессионизма и модернизма. На них в числе прочего были выставлены совершенно хрестоматийный «Натюрморт: яблоки и груши» Поля Сезанна (ушел за $20 млн), «Танцовщицы» Эдгара Дега ($11,7 млн), когда-то находившиеся в коллекции Музея изящных искусств в Бостоне, и «Пруд с кувшинками» Клода Моне ($70,4 млн). Это полотно среднего размера (200 на 100 см) из прославленной поздней серии, созданной престарелым импрессионистом в Живерни, хорошо известно и в последний раз продавалось в 2004 году — за $16,8 млн. Специалисты аукционного дома называют произведения серии «мостом между импрессионизмом и абстрактным экспрессионизмом, практикуемым несколькими поколениями позже такими художниками, как Джексон Поллок и Марк Ротко».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+