18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лионский зал в «Царском Cеле» отреставрирован от пола до потолка

Завершающим этапом реставрации Лионского зала Екатерининского дворца стало возвращение паркета, найденного в Берлине на складах нацистов и хранившегося с тех пор в запасниках. Первого мая зал увидит публика

В Государственном музее-заповеднике «Царское Село» завершилось воссоздание всей парадной анфилады Екатерининского дворца, пострадавшей во время Великой Отечественной войны.

Лионский зал был создан архитектором Чарльзом Камероном и входил в число личных апартаментов императрицы Екатерины Великой. Позже зал стал любимой парадной гостиной супруги Александра II, императрицы Марии Александровны, для которой он был переделан архитектором Ипполитом Монигетти. Интерьер был декорирован 2,5 т натурального лазурита в технике «русской мозаики» и является уникальным по количеству примененного материала. Во время Великой Отечественной зал страшно пострадал и с тех пор был закрыт для публики.

Полноценная реставрация Лионского зала, в связи с ее сложностью и дороговизной, началась только в XXI веке. В 2005 году удалось восстановить объемно-пространственное решение зала. Проект реставрации подготовил в 1983 году тогдашний главный архитектор музея Александр Кедринский. Корректировку проекта произвели в 2006–2007 годах. В 2017-м сообщалось, что музей-заповедник ищет спонсоров, так как, в частности, необходимы еще 380 млн руб. на покупку однородного афганского лазурита и оплату работы реставраторов.

Восстановление лазуритовых порталов, обрамляющих три двери зала, было осуществлено при поддержке Благотворительного фонда «Транссоюз» в 2017–2018 годах. В 2018-м «Царское Село» заключило соглашение с ПАО «Газпром» и фондом энергетической компании Engie, ставшее поворотным моментом в процессе реставрации. Уже спустя год музей-заповедник продемонстрировал воссозданную живопись плафона, наборные мозаичные панели из лазурита с золоченым бронзовым декором, золотой шелк на стенах.

Лазуритовый гарнитур во время войны сотрудникам музея удалось эвакуировать, как и еще несколько предметов из убранства зала: бронзовые часы XVIII века, ширму, полотно Феличе Скьявоне «Смерть Рафаэля». Все они возвращены в интерьер. В фондах сохранилось три уцелевших в войну мраморных путти, которые ранее украшали угловые лазуритовые камины. Скульптуры расчистили, отреставрировали и вернули на исторические места. Утраченные фигурки ангелочков воссоздали из мрамора, при этом, как отмечают в музее, реставраторы использовали 15 сохранившихся подлинных фрагментов. В итоге зал вернулся к виду, зафиксированному знаменитым архитектурным акварелистом Луиджи Премацци в 1878 году.

Завершающим этапом реставрации стало возвращение исторического паркета, созданного по эскизу Чарльза Камерона. В его декоре использованы перламутр, а также амарант, розовое дерево, дуб, клен и другие породы дерева. Этот паркет во время войны был вывезен нацистами, обнаружен в 1947 году и возвращен в Царское Село. Однако с той поры он хранился в фондах, разобранный на щиты. «Десять мастеров реставрировали этот шедевр декоративно-прикладного искусства 547 дней», — сообщает музей-заповедник.

Посетители смогут увидеть Лионский зал Екатерининского дворца в ГМЗ «Царское Село» начиная с 1 мая.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+