The Art Newspaper Russia
Поиск

Прогулка в парке с Бернаром Арно

Миллиардер и производитель предметов роскоши открыл долгожданный частный музей, спроектированный Фрэнком Гери. Никакие детали о составе экспозиции музея в Булонском лесу вплоть до открытия не разглашали.

Новое здание Фонда Louis Vuitton, основанного французским миллиардером Бернаром Арно, официально открылось в парижском Булонском лесу 25 октября. На торжественной церемонии присутствовал президент Франции Франсуа Олланд. Спроектированный американским архитектором Фрэнком Гери (прославившимся футуристическим зданием Музея Гуггенхайма в Бильбао), этот частный музей поражает своими размерами и 12 эффектными застекленными «парусами», под которыми расположены 11 галерей и лекторий. Как рассказал Гери, такое решение было вызвано ограничениями по высоте, действующими в этом округе: стекло смотрится более легким.

Президент группы компаний LVMH, мирового лидера индустрии роскоши, Бернар Арно приступил к этому проекту стоимостью €100 млн в 2006 году, через год после того, как бюрократические проволочки вынудили его главного конкурента магната Франсуа Пино оставить намерения построить музей на острове Сеген в Париже. Жалуясь на то, что чрезмерная бюрократия привела к серьезным задержкам в осуществлении проекта, Пино перевез свою коллекцию в Италию и открыл две ставшие очень популярными арт-площадки в Венеции, в палаццо Грасси и в Пунта делла Догана.

Состав экспозиции в новом музее Арно до последнего держали в тайне; похоже, все сотрудники, связанные с коллекцией, дали обет молчания. Известно, что это комбинация из произведений, принадлежащих LVMH, и тех, которыми владеет лично Арно. Проектом руководит хранительница коллекции миллиардера Сюзанна Паже. Фонд подтвердил, что выставка проектов Гери совпадет с его первой европейской ретроспективой в Центре Помпиду. Несколько источников сообщают, что в новом музее также должна открыться выставка работ Олафура Элиассона. В 2005 году этот датско-исландский художник спроектировал лифт, доставляющий посетителей в старое здание фонда — Espace Culturel Louis Vuitton в Париже. В музее планируется и выставка современного французского классика Кристиана Болтанского.

Парижский консультант по искусству, которая предпочла остаться неназванной, сообщает, что французским СМИ фактически запретили сообщать о проекте до конца сентября. «Он любит создавать культ тайны, — добавила она. — Арно не считают особенно авангардным коллекционером, его вкус очень изящный, очень буржуазный». По ее словам, среди художников, которых, как полагают, собрал Арно, — Аниш Капур, Дуг Эйткен, Пьер Уиг, Филипп Паррено, Кристофер Вул и Розмари Трокель. В 2006 году он приобрел работы Элсуорта Келли, Ричарда Серры и Маурицио Каттелана. В 2003 году Арно купил на ярмарке FIAC работу Уго Рондиноне, а в следующем году — примерно за $6,5 млн картину Жана Дюбюффе «Улица Пифр» (1961). Временная выставка произведений из Фонда Louis Vuitton в Гонконгском художественном музее в 2009 году включала работы Жан-Мишеля Баскиа, Цао Фей, Райана Трекартина и Сиприена Гайара.

Посетители нового музея после 27 октября смогут увидеть работу Дэмиена Херста «Золотой телец» (2008), бычка в витрине с формалином. Он принес художнику на знаменитом аукционе Sotheby’s, когда тот в 2008 году распродавал свои произведения, £10,3 млн. Британский журнал Art Monthly сообщил тогда, что инсайдеры торгов сочли именно Арно телефонным покупателем скульптуры быка с копытами из 18-каратного золота. Пресс-секретарь миллиардера отказалась прокомментировать это предположение.

Заключив хитрое соглашение с Парижем, Фонд Louis Vuitton получил разрешение городских властей на строительство музея в Булонском лесу. В соответствии с этой договоренностью спроектированное Гери здание должно быть передано городу через 55 лет. В документальном фильме, вышедшем в этом году в эфир на телеканале France 2, Арно заявил, что «[фонд] является подарком Франции от LVMH».

Как полагают, Арно собирает декоративно-прикладное искусство XVIII века и поддерживает Версальский дворец спонсорскими соглашениями с LVMH. «Думаю, что у Арно есть интерес к редким и важным предметам XVIII века», — говорит парижский дилер антиквариата Беньямин Штайниц. Сам Арно между тем заявил журналу Forbes, назвавшему его богом роскоши, что считает себя «послом французского наследия и французской культуры». «То, что мы создаем, символично. Это связано с Версалем, с Марией-Антуанеттой», — сказал он.

Через дочерние компании Dior и Moët Hennessy группа брендов класса люкс за прошедшие 20 лет спонсировала по крайней мере четыре выставки во дворце в окрестностях Парижа, включая экспозицию «Канси, император Китая» в 2004 году и выставку, посвященную Людовику XIV, в 2009-м. LVMH также частично финансировала приобретение письменного стола, принадлежавшего Марии-Антуанетте, который, по сообщениям, был куплен французским государством за €6,8 млн в 2011 году (пресс-секретарь Версальского дворца заметила, что реальная сумма отличалась от этой, но не стала вдаваться в детали). Стол, выполненный королевским краснодеревщиком Жан-Анри Ризенером, теперь выставлен в личных апартаментах королевы.

Материалы по теме
Просмотры: 2864
Популярные материалы
1
Les Morosoff — сильные мира искусства сего
Собрания московских коллекционеров французской живописи Морозовых встретились на выставке в Государственном Эрмитаже
21 июня 2019
2
Револьвер, из которого застрелился ван Гог, продан за €162 тыс.
«Самое знаменитое оружие в истории искусства» было найдено в 1960 году в поле неподалеку от места, где художник прожил последние недели своей жизни.
20 июня 2019
3
Здание на «Тропе Малевича» объявили самостроем и снесли
Московские власти снесли здание, часть общественного пространства «Центр памяти Казимира Малевича „Тропа Малевича“» в Немчиновке.
20 июня 2019
4
Выкса пополнила свое собрание современного искусства
В этом году участникам 9-го фестиваля городской культуры «Арт-овраг», который прошел в Выксе, предложили подумать на тему «Когда сегодня становится завтра», и, глядя на происходящее в небольшом моногороде в Нижегородской области, хочется ответить, что это происходит прямо сейчас
20 июня 2019
5
Караваджо или нет?
Ответить на этот вопрос предстоит участникам аукциона в Тулузе 27 июня. Картина, которая считается второй версией «Юдифи, убивающей Олоферна» Караваджо, выставлена на торги с эстимейтом €100–150 млн. Мнения экспертов разделились.
20 июня 2019
6
Вопрос о включении ГЦСИ в состав Пушкинского музея будет решен до конца недели
Сотрудники Государственного центра современного искусства направили соответствующее обращение в Минкультуры РФ.
25 июня 2019
7
Свободный полет на машине времени во вселенную Тарковского
Трилогия Музея AZ развернулась в новом пространстве Третьяковки, бывшем ЦДХ.
21 июня 2019
8
Международная конференция «Русский авангард в межнациональном контексте» пройдет в Москве
На конференции, посвященной памяти писателя и историка Николая Харджиева, представят третий том «Архива Харджиева», изданный РГАЛИ и фондом IN ARTIBUS.
20 июня 2019
9
Выставка Маркуса Мартиновича пройдет на «Флаконе»
Куратор Катя Бочавар представит работы 12-летнего художника с аутизмом в виде трехчастной тотальной инсталляции.
20 июня 2019
10
Политкорректность на службе искусства не спасла Биеннале Уитни
Одна из старейших выставок современного искусства опять не избежала скандала.
24 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru