The Art Newspaper Russia
Поиск

Кто и чем торговал на FIAC

Nelson Leirner Mapa 1, 2009

Nelson Leirner Mapa 1, 2009

Крупнейшая французская ярмарка современного искусства FIAC завершилась в Париже. По сравнению с прошлым годом она заметно разрослась благодаря более рациональному использованию пространства Гран-пале, Большого дворца: в нем разместились стенды 191 галереи-участницы, на семь больше, чем в 2013-м. Изменился и состав стран, представленных на ярмарке: присоединились Индия, Норвегия, Португалия, Саудовская Аравия и Япония. Новые участники потеснили европейские галереи (представительство последних сократилось с 73% до 65%), сдала свои позиции и Франция (с 55 галерей в минувшем году до 48 в этом), практически наравне с ней были представлены галереи из США (их на FIAC 45), а замыкала тройку лидеров с большим отрывом Германия (26 галерей-участниц). За пять дней ярмарку посетило 74,5 тыс. человек — на 1,4% больше, чем в прошлом году.

Немецкой галерее Neugerriemschneider принадлежал один из самых эффектных стендов на ярмарке. Прямо напротив входа зрителей встречала работа Олафура Элиассона Dew Viewer («Созерцатель росы») — полусфера, состоящая из 212 зеркальных сфер, которую галеристы разместили на черном тканом фоне и получили толпу желающих сделать «сэлфи» с произведением искусства, а заодно зайти на персональную выставку датско-исландского художника, которому галерея полностью посвятила свой стенд. В результате одна из работ Элиассона, «Новая планета», была продана за €375 тыс.

Популярным объектом съемок также стала Tornabuoni Arte, как и в прошлом году представившая лаконичную, но эффектную экспозицию. Однако в отличие от 2013 года, когда на стенде белым было абсолютно все, включая сами произведения, теперь итальянская галерея заявляла о себе издалека слоганом «Rosso!» (итал. «красный»). Пояснений, впрочем, не требовалось: цвет всех работ, отобранных для FIAC, варьировался от алого до бордового. Как и в прошлый раз, не обошлось без работы Франчески Паскуали — объемного панно из пластмассовых трубочек для питья, в 2013 году белых, в этом — ярко-красных.

Один из завсегдатаев крупных ярмарок, галерея White Сube, напротив, отдала предпочтение спокойным тонам: в центре ее стенда помещались работы Дэмиена Херста Beatific (2008) и «Страх» (1994). Другой корифей арт-рынка, Gagosian Gallery, на ярмарку привез в основном скульптуры Джона Чемберлена из частей разбитых машин на любой вкус и кошелек: цены на большие произведения исчислялись в миллионах евро (галерея попросила не называть конкретно), но были и работы помельче и подешевле. Как минимум одна из работ была продана.

Внимание публики также привлек стенд немецкой галереи Nagel Drexler, где находилась масштабная инсталляция американца Марка Диона The Jungle Shop («Магазин в джунглях»), которая больше всего похожа на магазинчик из фильмов об американской глубинке, чем и выделялась среди более рафинированных стендов. Стоит отметить, что, рискнув привезти такое большое произведение на FIAC, организаторы не прогадали: к официальному началу работы ярмарки инсталляция уже была продана. Прочим оставалось довольствоваться небольшими подготовительными рисунками Диона, цены на которые варьировались от $1 тыс. до $2 тыс.

Недорогое искусство можно было приобрести на стенде музея современного искусства «Коллекция Ламбер» из Авиньона: фотографию художницы Дженни Холзер Shriek («Крик») за €1 тыс. или фотографию Дугласа Гордона и Франсуа Алара «Тюрьма» за €500.

Стенд Nahmad Contemporary особенно выделился уровнем представленных произведений: буквально с порога гостей ярмарки встречали две работы Пабло Пикассо, причем не графические листы, как у других галерей, а внушительные масляные полотна. «Натюрморт с кувшином и черепом» (ок. 1930) продавался за $12 млн, а более крупная работа «Сидящий мужчина, 30 января 1972 года» — за $20 млн. Также на стенде были представлены Энди Уорхол, Жан-Мишель Баскиа, Урс Фишер — сплошь топовые имена.

К концу ярмарки было зафиксировано немало сделок с суммами свыше миллиона. «Без названия» Кристофера Вула продана в галерее Simon Lee за €2,3 млн, а может быть, даже за €2,8 млн. Абстракция Герхарда Рихтера ушла со стенда Van De Weghe за €2,2 млн. Галерея Lisson пристроила три скульптуры Аниша Капура, самую большую — за €1,1 млн.

Нужно было очень постараться, чтобы найти на FIAC русских художников. У Annely Juda fine art обнаружились три совсем небольшие карандашные работы Казимира Малевича стоимостью около €165 тыс. каждая и одна средних размеров графическая работа 1923 года Александры Экстер за €156 тыс. Еще одно графическое произведение художницы — «Женщина в очках» (1927) — было представлено на стенде галереи Le Minotaur. В секторе Lafayette (знаменитая сеть магазинов с 2009 года финансово поддерживает присутствие на FIAC десяти молодых галерей) парижская High Art выставила скульптуры молодой художницы украинского происхождения Ольги Балемы.

На день раньше программы Большого дворца в парижских доках, Городке моды и дизайна Les Docks, открылся новый проект FIAC(Off)icielle, своего рода филиал ярмарки, где разместились еще почти 60 галерей из 13 стран. По словам директора ярмарки Дженнифер Флей, организаторы хотели показать новые галереи, молодые и не очень, новых художников и тех из них, кто не был широко представлен на арт-сцене. Однако ожидать совсем малоизвестных галерей, пожалуй, не стоит: аренда стоимостью €445 за 1 м2 площади делает невозможным для них участие в (Off)icielle.

FIAC во французской столице отнюдь не элитарное мероприятие: у входа в Гран-пале стояла очередь из желающих посетить ярмарку, приходили с маленькими детьми и пожилыми родственниками. Помимо самой ярмарки, FIAC представила обширную параллельную программу Hors les murs («Вне стен»). Так, кроме уже нашумевшей и пострадавшей от вандалов двусмысленной надувной скульптуры «Дерево» Пола Мак-Карти, жители и гости Парижа могли увидеть уличные работы Георга Базелица, Сезара Бальдаччини, Ники де Сен-Фалль и еще 14 художников и скульпторов в саду Тюильри, проекты в Саду растений и в Национальном музее естественной истории. Интересно, что часть этих крупноформатных произведений тоже была продана.

Самым активным покупателем — по крайней мере из тех, кто известен публике, — стал миллиардер Франсуа Пино. «Как французский коллекционер я восхищен тем, что FIAC делается второй по значению ярмаркой искусства в мире и ключевым событием на международной сцене», — сказал он, приобретя в свой фонд Pinault Collection целый ряд работ, от гигантского «Циклопа» Томаса Хаусиго и скульптуры Роберта Гобера до коллекции бумажных работ шестидесятника Мишеля Парментье.

Материалы по теме
Просмотры: 3768
Популярные материалы
1
15 новых музеев, которые удивят мир в 2018 году
Какие музеи и галереи совсем скоро появятся в Москве, Лондоне, Париже, Шанхае и над чем работают лауреаты Прицкеровской премии, читайте в подборке The Art Newspaper Russia.
22 января 2018
2
Парижанам не понравилась скульптура Джеффа Кунса в память о жертвах терактов
Монумент «Букет тюльпанов» задумывался как подарок США Франции, однако его возможная установка перед Пале-де-Токио вызвала протест у художников и жителей города. Решение примет Министерство культуры Франции.
22 января 2018
3
Найден неизвестный ранее рисунок ван Гога
Находка помогла атрибутировать другую работу художника.
17 января 2018
4
Три выставки недели
Живописец Павел Корин в Новой Третьяковке, фотографии Бориса Кустодиева в Мультимедиа Арт Музее и «Учреждение культуры» в Stella Art Foundation.
19 января 2018
5
Скончалась Клепальщица Рози со знаменитого плаката We Can Do It!
Наоми Паркер Фралей, позировавшая для постера времен Второй мировой войны, ставшего символом феминизма, умерла в возрасте 96 лет.
23 января 2018
6
Антонио Лигабуэ, любивший зверей и мотоциклы
«Итальянским ван Гогом» называли художника, ретроспектива которого открывается в Музее современной истории России.
23 января 2018
7
Собачья работа в музее
Американские музеи начали тренировать собак для поиска как самих произведений искусства, так и вредящих им насекомых.
23 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru