18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает на отечественных аукционах три самых интересных лота. На этой неделе — релаксирующая живопись Гавриила Кондратенко, редкий альбом с видами Петербурга и 100-рублевая банкнота-«радужка».

Гавриил Кондратенко. «Морской берег ранним утром». Начало ХХ в.

Если бы русская академическая живопись еще нуждалась в оправдании (а были времена, когда и специалисты, и воспитанная ими публика презирали этот, конечно же, буржуазный, но такой приятный глазу стиль), главным ее адвокатом мог бы выступать Гавриил Кондратенко. Он был сыном крепостного крестьянина, поступил в Академию художеств вольноприходящим, потом перешел в пейзажный класс, к академику Михаилу Клодту. Учился искренне и старательно, воспевая в незыблемых традициях классицизма не только итальянские, но и родные берега. Например, написал места, связанные с именем своего земляка Михаила Лермонтова, и выставил их на специальной выставке, в память поэта, — Тарханы, виды Москвы, Пятигорска или Кавказа упоительно прекрасны и залиты нежнейшим светом почти итальянского солнца. Сбор от выставки пошел в пользу нуждающихся литераторов и ученых. Кондратенко был благотворителем всю жизнь, заботясь то о бедствующих собратьях и их семьях, то о сестрах милосердия — героях русско-турецкой войны. И все это время много работал, особенно в Крыму: все же истинному академисту трудно дается осенняя слякоть, ему ближе синее море и цветущие магнолии. «Морской берег ранним утром» — отличный пример его обычно очень ровной по качеству живописи. Интересно, что на том же аукционе есть еще несколько изображений каменистого берега, омываемого волнами: крымского же Эммануила Магдесяна, ученика Айвазовского, и северного, кисти Оскара Гофмана, эстонского художника-реалиста рубежа XIX–XX веков.
«Три века», 26 октября (13:00), эстимейт 2,8–3,5 млн руб.

Новая коллекция из сорока видов Санкт-Петербурга и окрестностей, нарисованных с натуры различными художниками. СПб: Литография Александра Плюшара, 1825

Этот альбом — одно из самых полных изданий из серии альбомов с видами Санкт-Петербурга, выпускавшихся издательством Александра Плюшара в 1820-х годах. Плюшар, француз, преданный Петербургу, стал одним из пионеров литографии в России — новой техники, позволявшей передавать разом и мелкие подробности, и сочную фактуру, и индивидуальную «руку» художника. Издатель заказывал виды города лучшим мастерам того времени: Карлу Беггрову, Андрею Мартынову, Карлу Кольману. Как писал в 1911 году журнал «Русский библиофил», литографии из альбомов Плюшара «представляют собой громадный интерес в художественном отношении». Не зря современниками они нередко разбирались на листы и обрамлялись по отдельности. Полные варианты — как этот, с 40 литографиями, — уже в XIX веке были библиографической редкостью.
«Три века», 26 октября (16:00), эстимейт 1,1–1,4 млн руб.

Государственный кредитный билет номиналом в 100 рублей, 1896

Одним из топ-лотов аукциона, полностью посвященного бонистике, эта банкнота стала сразу по нескольким причинам.

На момент выпуска 100-рублевка была самой крупной купюрой Российской империи не только по номиналу, но и по размеру самой банкноты. Кроме того, эта купюра была в те годы самой защищенной в мире; в ближайшее десятилетие фальшивомонетчики научились печатать и 10-, и 25-рублевые купюры — но не эту. А все благодаря специальной «орловской печати» — методу, изобретенному служащим экспедиции заготовления государственных бумаг Иваном Орловым. Многокрасочная радужная печать фальсификации не поддавалась; среди коллекционеров такие банкноты нежно зовутся «радужками».

100-рублевых билетов напечатали очень много, сотни тысяч, однако все они были обменяны в процессе денежной реформы при Николае II (можно забыть обменять старый рубль, но не сотню!). Обменяли и эту — банкнота погашена специальным перфоратором, пробившим в ней отверстие. Можно предположить, что в революционной неразберихе какое-то госхранилище было разграблено или расформировано, и купюра попала в частные руки.
«Знакъ», 25 октября (12:00), стартовая цена 500 тыс. руб.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+