18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ревизия умений: Жостово, Павловский Посад, Дулево, Гусь-Хрустальный, Федоскино

№89
Материал из газеты

Новую ценность приобретают поездки из Москвы на один-два дня. Главное — определиться с целью. Таким магнитом могут стать, например, народные ремесла. В России сохранилось порядка 50 ремесел, и 60% из них сосредоточены в Подмосковном регионе

Музей истории русского платка и шали

60 км от МКАД. Московская область, г. Павловский Посад, ул. Большая Покровская, д. 37, Дом культуры «Павлово-Покровский», 2-й этаж

Создан в 2002 году на основе коллекции Владимира Шишенина, который, помимо платков и шалей, собирал одежду и предметы быта XVIII — начала XX века. Коллекция музея, занимающего 200 кв. м, насчитывает 4 тыс. экспонатов. Жемчужины собрания — платки, выпущенные к историческим датам: 100-летию победы над Наполеоном, коронациям Александра III и Николая II, 800-летию Москвы. Грант Фонда Потанина помог наладить мастер-классы по набивке на ткань рисунков. Музей пополняет фонды современными вещами, например платками Ольги Никич или Лены Миро. До 28 февраля здесь работает выставка «Пионеры супрематизма. Проект „Вéрбовка-100“». В 1915–1917 годах Казимир Малевич, Любовь Попова, Ольга Розанова и другие супрематисты делали эскизы для артели «Вéрбовка». В наши дни творческое объединение AGORApro воссоздало вышивки сумочек, подушек и одежды по тем давним рисункам.


Музей Жостовской фабрики декоративной росписи

20 км от МКАД. Московская обл., городской округ Мытищи, пос. Жостово, ул. Дивная

Расписные металлические подносы делают в Подмосковье почти 200 лет, начало этому положили в ­1820-е годы крестьяне Вишняковы. До революции существовало несколько мастерских, к концу 1920-х их объединили в одно производство. Сама идея лаковых цветочных композиций на металле была заимствована у мастеров Урала (так называемая нижнетагильская роспись). В силу широчайшей распространенности и узнаваемости жостовских цветущих букетов художественный интерес представляют неканонические композиции: варианты ботанического рисования, лубок, изображения на светлых (а не на черных) фонах. За последние 30 лет предприятие пережило несколько банкротств, но сегодня чувствует себя стабильно. При фабрике работают музей, магазин и мастерская, где можно пройти мастер-класс. Расписанный вами поднос доведут до ума (покроют лаком, высушат) и отправят вам почтой.


Музей хрусталя им. Мальцовых

240 км от МКАД. Владимирская обл., г. Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, д. 2а

Лучший музей стекла в России. Создан на основе коллекции старейшего в стране производства хрусталя и стекла, существующего в этих краях с 1756 года и до наших дней. Музей располагается в бывшем Георгиевском соборе (1892–1903), построенном по проекту Леонтия Бенуа в русско-византийском стиле. Внутри сохранились монументальные росписи Виктора Васнецова. Коллекция включает порядка 13 тыс. произведений за 250 лет, в том числе дореволюционные вещи, за которые русские стекольные мастера получали Гран-при на выставках в Париже и Чикаго. По экспозиции можно проследить, как постепенно на протяжении 1920–1950-х годов стекольный дизайн терял в тонкости и качестве, как примерно с 1960-х годов начался новый подъем, связанный со студийным движением, когда вещи разделились на масс-маркет и единичную продукцию и последняя все больше дрейфовала в сторону абстрактной скульптуры. В дополнение к архитектуре и экспозиции (в нее входит полдюжины плазменных панелей для фото- и кинодемонстраций) в музее включают музыку, прекрасным эхом разносящуюся под величественными сводами и погружающую зрителя в художественный транс.


Московский областной музей народных художественных промыслов

15 км от МКАД. Московская обл., городской округ Мытищи, с. Федоскино, Лукутинская ул., д. 1

Музей создан в 2003‑м, с 2014-го располагается в отреставрированной усадьбе купцов Лукутиных, которые стояли у истоков лакового промысла, известного сегодня как федоскинская миниатюра. Производство размещалось именно в этом доме вплоть до 1970-х годов. В середине XIX века лукутинская фабрика выпускала до 160 наименований лаковых вещей: шкатулки, табакерки, сигарочницы, подносы, стаканы. Музей обладает богатой коллекцией лаковых миниатюр за более чем 200 лет. Хранятся здесь и мемориальные вещи семьи Лукутиных, чьи потомки сегодня живут в Москве. В будущем музей планирует собрать варианты всех подмосковных ремесел, но пока что акцент здесь на художественном лаке.


Музей Дулевского фарфорового завода

80 км от МКАД. Московская обл., Орехово-Зуевский городской округ, г. Ликино-Дулево, ул. Ленина, д. 15

Располагается на пятом этаже административного здания 1970-х годов; билет надо покупать на втором этаже, в фирменном магазине дулевского фарфора. Несмотря на почти полное отсутствие современного экспозиционного дизайна, музей впечатляет размерами (1,2 тыс. кв. м) и коллекцией. Дулевский фарфор — это тот самый кузнецовский фарфор, вторая по известности после ЛФЗ русская фарфоровая марка. В Дулеве с 1832 года находилось головное предприятие промышленников Кузнецовых, которые до революции были поставщиками императорского двора. Еще один расцвет фабрика пережила в 1970–1980-е, когда здесь работало 6,5 тыс. человек, а количество продукции исчислялось миллионами. В общем, это был уже не промысел, а массовое производство, хотя часть изделий продолжали делать и расписывать вручную. В музее представлена богатейшая коллекция фарфора за 200 лет: посуда, вазы, мелкая пластика, в том числе работы Михаила Врубеля (блюдо «Садко»), Веры Мухиной (скульптура «Партизанка»), росписи по фарфору Виктора Яснецова. Замечательно, что в витринах рядом с произведениями стоят фотографии авторов.


«Небесная мастерская» в музее «Новый Иерусалим» 

На выставке можно получить информацию о подмосковных ремеслах в концентрированном виде. Куратор Алина Сапрыкина собрала впечатляющий материал о ведущих мануфактурах (богородская резная игрушка, Гжель, Дулево, Жостово, Федоскино и прочее), их истории и нынешнем состоянии, достижениях (экспонаты из фондов десяти музеев), архетипических образах народных промыслов, которые повторяются на протяжении сотен лет в резьбе, вышивках, росписях. Помимо этого, куратор задалась целью выяснить, что нужно, чтобы все это богатство умений и смыслов по-новому заработало в XXI веке. Зрителю — и потенциальным инвесторам — предложена модель идеальной мастерской: в ней соединяются рабочие цеха, арт-резиденция, туристический хаб, школа ремесла, магазины, кафе, рестораны, отель. Только в таких условиях народные ремесла имеют шанс на развитие. Музей планирует посвятить обсуждению темы несколько ­круглых столов. 

Музей «Новый Иерусалим» 
Московская область, г. Истра, Ново-Иерусалимская наб., д. 1
До 20 июня 2021 года

Материалы по теме:
Гуд лак
Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+