18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Берлинцы защитили «Мышиный бункер»

№88
Материал из газеты

Некоторые здания Западного Берлина периода холодной войны воспринимаются теперь как символы эпохи, и активисты всячески противостоят планам по сносу памятников такого рода

Группа горожан, включая арт-дилера Иоганна Кенига и архитектора Арно Брандлхубера, провела успешную — по крайней мере на данном этапе — кампанию по спасению двух бруталистских объектов на юго-западе Берлина, которые планировала снести университетская клиника «Шарите».

В одном из зданий, получившем прозвище «Мышиный бункер» (Mäusebunker), ранее располагался Институт экспериментальной медицины. В его лабораториях ученые на протяжении ряда лет проводили эксперименты на животных. Узкие прорези окон и торчащие из стен вентиляционные трубы, напоминающие стволы пушек, придают сооружению некоторое сходство с военным кораблем. Оно было построено в 1981 году по проекту Герда и Магдалены Хенска. Подземный тоннель соединяет его с другим бетонным зданием, построенным в 1974 году и также оказавшимся под угрозой сноса.

«Шарите» обратилась в сенат Берлина за разрешением на снос обоих зданий; на их месте планировалось возвести современный кампус. Но в начале 2020 года была опубликована петиция с призывом сохранить «Мышиный бункер», собравшая тысячи подписей. Под давлением кампании «Шарите» объявила, что пересмотрит планы. «Мы ищем решение совместными усилиями, — говорит Кристоф Раухут, возглавляющий Управление памятников земли Берлин. — Это очень своеобразное в архитектурном отношении здание. Убежден, что мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить его, поскольку оно обладает уникальной культурной ценностью».

Обе постройки можно назвать образцами брутализма — архитектурного стиля, зародившегося в Великобритании в 1950-е годы. Долгое время бруталистские памятники считались безобразными и не заслуживающими внимания, но в последнее время все чаще возникают инициативы по их реставрации, в том числе кампания SOS Brutalism, запущенная в 2015 году одним из кураторов Музея немецкой архитектуры.

Пока остается открытым вопрос о том, как использовать «Мышиный бункер» в будущем. Кениг и Брандл­хубер, большие поклонники бруталистского стиля, предложили переоборудовать его в центр искусств, который поможет обеспечить берлинских художников дефицитными студиями. «Искусство, культура и музыка достаточно гибки и смогут адаптироваться к этому пространству», — уверен Кениг.

Правда, под художественные нужды «Мышиный бункер» приспособить будет непросто, в первую очередь из-за недостатка естественного освещения. Кроме того, по словам Раухута, не исключено, что в его стенах содержится асбест. «Практически все строения 1970-х и 1980-х годов содержат ядовитые материалы. Но это не приговор. Нужно провести тщательное обследование здания и оценить стоимость устранения вредных веществ», — считает он. Раухут рад появлению петиции и общественной дискуссии; по его словам, это свидетельствует о том, что молодые берлинцы стали больше интересоваться городской средой. «Еще десять лет назад этого бы не произошло», — говорит он.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+