18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ближе к сердцу

№88
Материал из газеты

История знаковых украшений Дома Van Cleef & Arpels на выставке Art of Cli

Не секрет, что одной из визитных карточек французского ювелирного Дома Van Cleef & Arpels считаются броши, которые появились в коллекциях бренда еще в начале прошлого века. Бывшие когда-то лишь одним из элементов в не менее знаковых для Дома украшениях-трансформерах, они постепенно стали самодостаточным изделием марки, покорив искушенных ценителей ювелирного искусства — от членов королевских семей до звезд старого Голливуда. Именно многообразию брошей в ювелирном наследии бренда посвящена выставка Art of Clip, которая с успехом путешествует по бутикам Van Cleef & Arpels. Впервые экспозиция была показана в Москве в 2015 году — познакомиться с декоративным искусством и модой ХХ века можно было в ГУМе. В этом году Art of Clip пройдет в Киеве, в Национальном художественном музее Украины, где будет выставлена уникальная коллекция изделий, включающая более 80 экспонатов периода 1910–1970 годов.

Уже в начале ХХ века изделия Van Cleef & Arpels выделялись среди прочих украшений. Подтверждение тому — Гран-при Всемирной выставки современных декоративных и промышленных искусств 1925 года, которого Дом был удостоен за браслет и брошь Roses с расцветающими на них розами из рубинов, изумрудов и бриллиантов. Эти изысканные украшения были свидетельством исторического триумфа и идеальным образцом того, как парижские ювелиры работают с цветочными мотивами.

К 1935 году стиль Дома изменился: век платины подошел к концу, в моду вернулось желтое золото, которое подходило и к дневным, и к вечерним нарядам. Именно тогда было создано уникальное, даже инновационное изделие Passe-Partout. Его можно было с легкостью трансформировать в совершенно разные украшения. Достаточно продеть золотую цепь-змейку, и вместо двух отдельных брошей-цветков получится пояс. Или колье с декоративным узлом. А еще можно превратить его в колье-чокер или даже браслет. При этом каждый драгоценный вариант был не только практичным в использовании, но и изумительным на вид: цветки были инкрустированы сапфирами, рубинами и бриллиантами, а трубчатая цепь выполнена из желтого золота.

В 1940-е в противовес ужасам военных лет мастера Van Cleef & Arpels представили знаковые для ювелирного наследия Дома произведения — брошь-балерину и брошь-фею. Женственные фигурки вскоре стали символом надежды и радости, а кроме того, положили начало знаменитой традиции Van Cleef & Arpels создавать украшения, вдохновленные грацией женских образов. Вот балерина в бриллиантовых пуантах делает па и взмахивает веером из изумрудов и рубинов — это брошь Spanish Dancer, созданная в 1941 году самим Луи Арпельсом, преданным поклонником балета. Она стала первой в драгоценной танцевальной труппе Дома. В том же году родилась и сказочная фея броши Spirit of Beauty с бриллиантовыми крылышками, поражающая своей невесомостью.

Отдельного внимания заслуживает ювелирный бестиарий Van Cleef & Arpels. Броши с изображением милейших белочек, слонов, черепах, птиц и других животных были изготовлены из золота и украшены всевозможными драгоценными и полудрагоценными камнями. Пожалуй, самая знаменитая в анималистической серии — брошь с взъерошенным львенком Lion Ebouriffe. Именно он больше всего пришелся по душе княгине Монако Грейс, которая не скрывала любви к Van Cleef & Arpels и с завидным постоянством носила украшения Дома.

Рассмотреть уникальные исторические украшения и узнать множество интересных фактов из их богатой истории можно на выставке Art of Clip с 3 по 28 февраля в Киеве.

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+