18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ар-нуво: последний большой стиль или предвестник авангарда?

Это первая столь масштабная выставка французского ар-нуво в Париже с 1960 года. В экспозиции — более двухсот знаковых образцов настоящего большого стиля после барокко и классицизма. На рубеже XIX–XX веков ар-нуво захватило практически все искусства и близлежащие сферы человеческой деятельности — от архитектуры, живописи, скульптуры до дизайна интерьеров, мебели, книжной графики и моды. Кураторы парижской выставки сфокусировались на новаторстве ар-нуво, выведя его в название — «Декоративная революция». И оно вполне оправданно: ведь основным пафосом нового стиля стал отказ от канонов классицизма, ограничивающих творческую свободу художника. Классический ордер, прямые линии сметены буйными растительными формами и цветами, раздвинуты сами границы эстетического: художники ар-нуво не делали никакой разницы между художественным и утилитарным в своих произведениях.

Экспонаты для выставки кураторы тоже подбирали с прицелом на новаторство. Это произведения художников, стоявших у истоков стиля, причем в самых разных областях искусства. Это и живопись (Эдуар Аман-Жан, Луи Вельден Хокинс, Жорж Клерен), и скульптура (Эктор Лемер, Морис Буваль, Эмманюэль Вилланис), конечно же, стекло Эмиля Галле и Эктора Гимара, керамика Дома Фрера и Люсьена Хирца, афишы и плакаты (Рене Поль-Эрманн, Альфонс Муха, Поль Бертон, Анри Эванпоэль), великолепная мебель работы Эмиля Галле и Луи Мажореля. Ар-нуво достиг своего пика между 1890-ми и 1905-ми годами, быстро став основой для серийного производства буквально всего в промышленных масштабах, особенно после Парижской всемирной выставки 1900 года.

Казалось, триумф был полный и надолго, однако все чаще стали раздаваться голоса критиков ар-нуво, обвинявших его в аморфности и декоративизме. К началу Первой мировой войны он стал сходить на нет: прихотливые линии сменились геометрично резкими и динамичными — на смену ар-нуво пришел ар-деко, расцвет которого пришелся уже на 1920-е годы. Увидеть эту эволюцию, перетекание одного стиля в другой, можно здесь же, в Пинакотеке. Одновременно с «Ар-нуво. Декоративная революция» проходит ретроспективная выставка «Тамара Лемпицка — королева ар-деко», демонстрирующая, как происходил это процесс перерождения.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+