The Art Newspaper Russia
Поиск

Ар-нуво: последний большой стиль или предвестник авангарда?

COLLECTION PRIVEE © ARWAS ARCHIEVES

COLLECTION PRIVEE © ARWAS ARCHIEVES

Это первая столь масштабная выставка французского ар-нуво в Париже с 1960 года. В экспозиции — более двухсот знаковых образцов настоящего большого стиля после барокко и классицизма. На рубеже XIX–XX веков ар-нуво захватило практически все искусства и близлежащие сферы человеческой деятельности — от архитектуры, живописи, скульптуры до дизайна интерьеров, мебели, книжной графики и моды. Кураторы парижской выставки сфокусировались на новаторстве ар-нуво, выведя его в название — «Декоративная революция». И оно вполне оправданно: ведь основным пафосом нового стиля стал отказ от канонов классицизма, ограничивающих творческую свободу художника. Классический ордер, прямые линии сметены буйными растительными формами и цветами, раздвинуты сами границы эстетического: художники ар-нуво не делали никакой разницы между художественным и утилитарным в своих произведениях.

Экспонаты для выставки кураторы тоже подбирали с прицелом на новаторство. Это произведения художников, стоявших у истоков стиля, причем в самых разных областях искусства. Это и живопись (Эдуар Аман-Жан, Луи Вельден Хокинс, Жорж Клерен), и скульптура (Эктор Лемер, Морис Буваль, Эмманюэль Вилланис), конечно же, стекло Эмиля Галле и Эктора Гимара, керамика Дома Фрера и Люсьена Хирца, афишы и плакаты (Рене Поль-Эрманн, Альфонс Муха, Поль Бертон, Анри Эванпоэль), великолепная мебель работы Эмиля Галле и Луи Мажореля. Ар-нуво достиг своего пика между 1890-ми и 1905-ми годами, быстро став основой для серийного производства буквально всего в промышленных масштабах, особенно после Парижской всемирной выставки 1900 года.

Казалось, триумф был полный и надолго, однако все чаще стали раздаваться голоса критиков ар-нуво, обвинявших его в аморфности и декоративизме. К началу Первой мировой войны он стал сходить на нет: прихотливые линии сменились геометрично резкими и динамичными — на смену ар-нуво пришел ар-деко, расцвет которого пришелся уже на 1920-е годы. Увидеть эту эволюцию, перетекание одного стиля в другой, можно здесь же, в Пинакотеке. Одновременно с «Ар-нуво. Декоративная революция» проходит ретроспективная выставка «Тамара Лемпицка — королева ар-деко», демонстрирующая, как происходил это процесс перерождения.

Просмотры: 2436
Популярные материалы
1
Василий Бычков: «Вместо одного ЦДХ у нас теперь две площадки»
Ярмарки и галереи переезжают в Гостиный Двор и в «Новый ЦДХ» на «Павелецкой», где уже в конце апреля откроется выставка Энди Уорхола.
18 февраля 2019
2
Скульптуры Эрнста Неизвестного могут оказаться на улице
Наследию художника угрожает конфликт между его женой и дочерью.
19 февраля 2019
3
Александр Сокуров сделает проект для Венецианской биеннале по мотивам живописи старых мастеров
Картины из собрания Эрмитажа станут основой для проекта кинорежиссера в павильоне России в Венеции, а его реализацией займутся студенты.
20 февраля 2019
4
Почти как при Фамусове
В марте Музей современной истории России открывает для публики воссозданные интерьеры бывшего Английского клуба.
20 февраля 2019
5
Галеристы, художники и коллекционеры сложились в Cube
Новое галерейное объединение показывает и продает современное искусство в здании отеля в самом центре Москвы. Как и зачем — рассказали его основательницы.
21 февраля 2019
6
В мюнхенской Пинакотеке модернизма вспоминают Баухаус
Столетие Баухауса, отмечаемое во всем мире, дало музею повод показать все свое собрание дизайна.
19 февраля 2019
7
Музей Метрополитен вернет Египту украденный саркофаг
Руководство музея признало, что стало жертвой мошенничества, и намерено пересмотреть процедуру включения в собрание древностей.
18 февраля 2019
8
Коллекцию Третьяковки пополнили две картины основателя «Группы девяти» Михаила Никонова
По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, пополнение собрания музея сейчас возможно только за счет даров коллекционеров и приобретений благотворителей.
19 февраля 2019
9
Наше абстрактное искусство: теперь конкретно
Здание клуба фабрики «Буревестник» в Сокольниках, возведенное по проекту Константина Мельникова в конце 1920­-х годов, открывается весной после трехлетней реставрации и реконструкции. Отныне здесь будет располагаться частный художественный музей.
21 февраля 2019
10
Аттракцион невиданной щедрости в Еврейском музее
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович» детям и взрослым предлагают проверить, что искусство, особенно модернистское — это прежде всего эмоция.
22 февраля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru