18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Михаил Пиотровский: «Надо отделять дискуссию на рынке от дискуссии в музее»

Генеральный директор Эрмитажа объяснил нашей газете позицию музея по поводу спора вокруг выставки «Фаберже — ювелир императорского двора», экспонаты которой упрекнули в неаутентичности

«В Эрмитаже всякая выставка — исследование. Частью исследовательской программы „Фаберже“ в Эрмитаже является анализ технических особенностей представленных экспонатов. Он проводится с согласия владельцев. Результаты исследований и дискуссий на круглых столах будут подведены и опубликованы отдельно», — сказал нашей газете генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Остается дождаться этих научных публикаций. Пока что дискуссия вокруг подлинности некоторых экспонатов с выставки, открывшейся 25 ноября 2020 года в Гербовом зале Зимнего дворца (работает до 14 марта), была далека от научности. На выставке представлены экспонаты из коллекций Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Павловск», Государственного музея-заповедника «Петергоф», Музея Фаберже в Баден-Бадене (Германия), Музея христианской культуры (Санкт-Петербург), Русского национального музея (Москва).

В январе Андрей Ружников, проживающий сейчас в Лондоне арт-дилер и коллекционер с огромным стажем, опубликовал обращенное к директору Эрмитажа открытое письмо с такими словами: «Выставка содержит не только спорные или сомнительные предметы, но и ряд откровенных подделок. Цель ваших „партнеров“ ясна: узаконить подделки и повысить их рыночную стоимость, выставив их в Эрмитаже». Упомянутые в письме партнеры — это три частных музея (Москва, Петербург, Баден-Баден), принадлежащие Александру Иванову, арт-дилеру и коллекционеру с не меньшим стажем. И Андрей Ружников, и Александр Иванов вполне могут претендовать на статус знатоков Фаберже. Ружников, в тот момент в партнерстве с Владимиром Воронченко, ныне директором частного Музея Фаберже в Петербурге, участвовал в формировании коллекции Виктора Вексельберга, в том числе в приобретении на Sotheby’s знаменитой коллекции Форбса. А купленное Ивановым за $18,5 млн на Christie’s «Ротшильдовское» яйцо Фаберже, побывав в его музеях, в 2014 году было передано им президенту Владимиру Путину, который подарил раритет Эрмитажу.

Готовя этот проект, Государственный Эрмитаж, по-видимому, был готов к дискуссии. «Подлинность каждой появляющейся на рынке новой вещи может всегда быть оспорена и оспаривается. Поэтому всякой новой публикации сопутствует дискуссия. И это правильно, когда каждая новая выставка влечет за собой круглые столы с обсуждением общих и частных проблем», — говорит во вступительной статье к каталогу выставки Михаил Пиотровский. Однако характер этой дискуссии (письмо Андрея Ружникова доступно на сайте его галереи, ответный доклад Александра Иванова достоверно описан коллегами из газеты «Коммерсантъ») сделал ответ на нее, по словам директора музея, «этически невозможным».

Впрочем, от самой проблемы Эрмитаж, как сообщил нашей газете его директор, дистанцироваться не намерен. «Задача всякого музея — научное изучение своих и представляемых им коллекций. Для этого и существуют выставки. Для музея вопросы атрибуции являются лишь частью общего историко-культурного дискурса. Именно глубина освоения и обсуждения сути такого феномена, как „дом Фаберже“ и возникшего вокруг имени поля, определяет качество выставки. Эрмитаж многократно организовывал такие выставочные дискуссии. Другими примерами могут служить знаменитая выставка „Рембрандт-не-Рембрандт“ в Метрополитене и недавняя выставка сомнительных произведений „русского авангарда“ в Музее Людвига. Надо только всегда отделять дискуссию на рынке от дискуссии в музее. Оба типа реально существуют, но отличаются по целям, стилю и возможным судебным последствиям», — сказал Михаил Борисович.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+