18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Современный российский дизайн в пяти предметах

Во Всероссийском музее декоративного искусства последнюю неделю работает выставка «Придумано и сделано в России», представляющая современный отечественный дизайн

Это итоговая выставка конкурса, который Центр моды и дизайна (входящий в состав Всероссийского музея декоративного искусства) проводит раз в два года. Первый состоялся в 2018-м, второй пришелся на карантинный 2020-й. Вопреки обстоятельствам, он собрал рекордные 1122 заявки из 90 городов, в шорт-лист вошло 135 работ, из которых сформировали выставку. Победителей определило международное жюри, объединившее в том числе хранителя фонда дизайна, архитектуры и цифровых технологий Музея Виктории и Альберта Кристофера Тернера, куратора и хранителя Рейксмузеума Сюзанну ван Лёвен, директора Музея дизайна Vitra Матео Криса, руководителя бюро Speech Сергея Чобана и других.

Выставка показывает, как окреп отечественный дизайн. В нашей стране практически нет промышленного дизайна, так как сама промышленность находится не в лучшем состоянии. В то же время мировой предметный дизайн дрейфует в сторону искусства — ценятся сделанные вручную, единичные или выпущенные ограниченным тиражом мебель, фарфор, стекло, осветительные приборы. На этом поле, где главное — свежая дизайнерская идея, а не количество произведенных вещей, русские мастера все более конкурентны. Мы выбрали на выставке пять оригинальных предметов.

Диван «Солера»
Автор: Олег Ковалев (Москва)

Продукция студии Smart Balls, которая уже десять лет работает на ниве производства бескаркасной мебели. За это время их мебель приобрела если не каркас, то жесткую структуру и пластическую четкость. Ну а поп-артистской яркостью эти объекты обладали всегда. «„Три валика, сшитые вместе. Нет ничего проще!“ — скажет зритель. И мы воспримем это как похвалу, — комментируют дизайнеры. — Задача была именно такая, пифагорейская — сделать максимально простой и четкий, очищенный от всего лишнего контур сиденья, сведенный до первичных форм. Чистая идея, но на ней еще и очень удобно сидеть».

Вазы «Из земли»
Автор: Марина Акилова (Нижний Новгород)

Марина Акилова — дочь художников, преподаватель, а еще активный блогер, ее работы легко найти в социальных сетях. В том числе и поэтому дизайнер стала победительницей народного голосования на сайте конкурса. На выставку отобрали самые зрелые и лаконичные ее вещи, без фольклорных излишеств. Они легко впишутся в минималистичный современный интерьер. «Глина была выкопана во псковских полях, и мне очень хотелось передать в этом проекте простую красоту древней псковской архитектуры, — поясняет художник, — всю эту настоящую русскую самобытную мощь. И при этом показать актуальность ручной керамики».

Настольная лампа Luchina
Автор: Кирилл Кошурников (Киров)

Десять лет назад дизайнер посылал свои эскизы на конкурс символа сочинской Олимпиады. Судя по всему, в родном Кирове Кирилл Кошурников будоражит ситуацию с дизайном, и его усилия хочется поддержать. Лампа Luchina, как он сам объясняет, это переосмысление древнерусских традиций на языке современного дизайна. Она стилизована под старинный крестьянский светильник — лучину, выполнена, как и ее древний прообраз, из дерева и металла, источником света в ней служат светодиоды, работающие от слаботочной сети. В деревянное основание лампы, помимо сенсорного выключателя, вмонтировано устройство для беспроводной зарядки смартфона.

Буфет «Модернист»
Автор: Егор Бондаренко (Москва)

Фронтмен компании Polli Products Егор Бондаренко за один год стал лауреатом двух конкурсов, в том числе «АрхиWood», который тоже награждает за предметный дизайн, правда выполненный исключительно в дереве. Что касается вдохновленного архитектурой модернизма буфета, то он полностью рукодельный: сделан из дубовых реек сечением 20х20 мм и ламелей толщиной 5 мм, состоит из более 2 тыс. деталей. Все части соединены методом «вполдерева», то есть внахлест, а всего в буфете таких соединений 10 тыс.! Автор говорит, что ценит свободу. Может, поэтому его вещи так метафорически свободны, проницаемы для воздуха и света.

Светильники «Переплетение каменных нитей»
Авторы: Данил Карамушкин и Анна Иванова (Санкт-Петербург)

Проект получил Гран-при. Керамические плафоны созданы по авторским моделям и напечатаны на 3D-принтере. Несмотря на как бы рукотворную неправильность и уникальность, они легко воспроизводимы в массовых масштабах. «Керамический плафон — новый вид продукта, — поясняют Данил Карамушкин и Анна Иванова, — симбиоз художественного замысла и технологичного воплощения. Для нас это не разовый творческий опыт. Мы готовы производить такие объекты в больших объемах, для покупателей разного достатка».

Всероссийский музей декоративного искусства
Придумано и сделано в России
До 10 февраля

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+