18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Томск: не только деревянная архитектура

№87
Материал из газеты

Томск знаменит деревянной резьбой, но молодые жители города мечтают об открытии центра современного искусства

Томск был основан на землях татарского князя Тояна. Как и многие русские города, он начался с деревянного острога, расположившегося на самой высокой точке местности — Воскресенской горе. Об этом напоминает глыба красного железняка с мраморной табличкой: «На этом месте в 1604 году был основан город Томск». Из деревянного острога поселение плавно переросло в уездный город, ставший в XVIII веке главным торговым центром Сибири. Через него проходил знаменитый Сибирский тракт, соединявший столицу с Дальним Востоком.

Деревянная застройка до сих пор во многом определяет архитектурное лицо Томска. Он славится деревянной резьбой, стиль которой был заимствован у поволжских мастеров. Томскому деревянному зодчеству свойственно стилевое разнообразие. На улицах города можно увидеть дома с декором, выполненным в стиле классицизм, сибирское барокко и модерн.

С историей городской архитектуры можно познакомиться в Музее деревянного зодчества. Он расположен в памятнике федерального значения — бывшем особняке Андрея Дмитриевича Крячкова (1876–1950), одного из самых активных и известных архитекторов Сибири. На момент постройки в 1911 году это был первый деревянный дом, выполненный в стиле модерн. Недавно журнал Forbes включил этот уникальный объект в печальный список «Шести достопримечательностей России, которые скоро исчезнут». Кроме посещения постоянной экспозиции в музее можно послушать лекции о творчестве выдающихся архитекторов губернского города.

Еще одно здание, построенное в 1916 году по проекту Крячкова в стиле модерн, — склады купца Горохова. Это складской комплекс из красного кирпича с круглыми окнами, четырехгранной башней и шпилем. Раньше он принадлежал Владимиру Александровичу Горохову, владельцу крупного мукомольного предприятия. В 1995 году складам был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. А в 2014-м здание передали Сибирскому филиалу ГЦСИ (сейчас в составе ГМИИ им. Пушкина) для открытия в нем центра современного искусства. С улицы фасад складов выглядит неплохо, и до сих пор это единственное здание на набережной реки Томь, выделяющееся на общем фоне городской застройки. Однако находиться внутри него опасно: ему срочно необходима реставрация, которая по сей день так и не началась.

Томичи обеспокоились тем, что в скором времени могут утратить прекрасный образец торгово-промышленной архитектуры начала ХХ века. В июне 2019 года рядом со складами Горохова провели арт-фестиваль «мУкА. Склады искусства». Организаторы, включая Сибирский филиал ГЦСИ, хотели привлечь внимание общественности к необходимости реставрации архитектурного памятника и последующего создания в нем центра современного искусства. На протяжении трех дней напротив разрушающихся складов проходили выставки современных художников, перформансы, лекции и дискуссии. Специально для того, чтобы рассказать о реализации подобного проекта в Нижнем Новгороде, где в бывшем Арсенале открыли арт-пространство, в Томск прилетал куратор и художник Евгений Стрелков. Но за минувшие после фестиваля полтора года серьезных перемен в судьбе складов не случилось, здание продолжает разрушаться.

Прогуливаясь по набережной, неподалеку от складов купца Горохова можно увидеть памятник Антону Чехову. Писатель посетил Томск в самый разгар непогоды в 1890 году по дороге на Сахалин. «Томск гроша медного не стоит… Скучнейший город… и люди здесь прескучнейшие… Город нетрезвый… Грязь невылазная», — именно так Чехов отозвался о нем.

Томичам не понравился такой отзыв, и в 2004 году на народные средства по проекту скульптора Леонтия Усова был создан весьма ироничный памятник писателю. Босой Чехов высотой под 2 м отлит из бронзы, на нем нелепая шляпа, пальто, знаменитые круглые очки, скошенные набок. Надпись под фигурой гласит: «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего „Каштанку“». Подойдя поближе, можно заметить, что покрытие на носу Чехова слегка стерлось. В Томске верят, что, если загадать желание и потереть нос бронзового монумента, оно исполнится.

Несмотря на богатое историческое наследие, Томск еще и город молодежи, ведь каждый восьмой его житель — студент. Еще в начале XIX века появилась идея открытия университета на территории Сибири. Основным претендентом был Омск. Но чуть позже профессор Василий Флоринский, входивший в состав Комитета народного просвещения, выпустил статью, в которой изложил основные преимущества Томска как университетского города. Флоринский назвал Омск военным городом, равнодушным к науке. В Томской губернии, напротив, активно развивалась торговля, работали средние учебные заведения. Кроме того, она считалась крупнейшей в России, ведь охватывала современный Алтай, Красноярский край, Кемеровскую и Новосибирскую области, а также часть Казахстана. Так в 1888 году здесь был открыт Императорский Томский университет, ставший первым университетом в Сибири. За свое культурное и образовательное значение в истории страны город был неофициально назван Сибирскими Афинами.

Для строительства первого высшего учебного заведения за Уралом был выделен самый лучший участок земли, в то время этот район назывался Елань — самый центр города. Здание главного корпуса университета построено в традиционном для учебных заведений XIX века стиле классицизм. Разработкой проекта занимался архитектор Александр Константинович Бруни, а первым ректором университета мог стать Дмитрий Иванович Менделеев. Не так давно в главном корпусе Томского государственного университета открылась галерея «В Главном». Она представляет собой арт-пространство Института искусств и культуры. Сейчас там регулярно проходят выставки молодых художников, кураторские и образовательные проекты.  


Богородице-Алексеевский монастырь

Православный мужской монастырь, выполненный в стиле сибирское барокко. Он был основан, по одним источникам, в 1605 году, а по другим — в 1622-м. В конце XVII столетия находился под личным покровительством царя Федора Алексеевича, а в 1978 году комплекс монастырских зданий был взят под государственную охрану. Существует легенда, что император Александр I не умер в 1825 году, а под именем старца Федора Кузьмича отправился странствовать по России. Долгое время старец жил и был похоронен именно в Богородице-Алексеевском монастыре. 

Томск, ул. Крылова, д. 12/1


Воскресенская церковь

Местные считают эту церковь шедевром сибирского барокко школы Растрелли. Храм — ровесник города. Первоначально он был деревянным, каменное строение возвели только в 1789 году. В советское время церковь была закрыта и передана в ведение промысловой кооперации. Сначала она стала гаражом, зерноскладом, а позже и тиром НКВД. В 1940-е годы храм пытались разрушить. Дважды хотели сбить главный крест. Оба раза накинутый на него канат был рассечен невидимой молнией. Слегка склоненный крест до сих пор так и венчает главный купол.

Томск, Октябрьский взвоз, д. 10


Музей славянской мифологии

В 2007 году в Томске был основан первый и единственный в своем роде Музей славянской мифологии. Экспозицию составляют работы современных художников, продолжающие традицию национального романтизма Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Николая Рериха. Это живопись, графика, произведения отечественного декоративно-прикладного искусства, связанные со славянской историей, фольклором и эпическими сказаниями. Музей регулярно пополняет коллекцию, приобретая произведения современных художников, и проводит выставки.

Томск, ул. Загорная, д. 12

Музей «Следственная тюрьма НКВД»

Томск, как и многие сибирские города, с середины XVIII века и вплоть до конца Великой Отечественной войны был одним из мест ссылок и репрессий. В свое время здесь бывали декабрист Гавриил Батеньков и анархист Михаил Бакунин. Чтобы почтить память всех пострадавших в кровавой мясорубке истории ХХ века, в Томске создан мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД». Его постоянная экспозиция включает в себя реконструированный тюремный коридор, камеру для подследственных заключенных и интерьер кабинета следователя.

Томск, пр-т Ленина, д. 44

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+