18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картина ученика Леонардо да Винчи продана во Франции за рекордные €1,7 млн

«Кающаяся Магдалина», одна из немногих дошедших до нас работ Салаи, поступившего в мастерскую Леонардо в возрасте десяти лет, была выставлена на торги с эстимейтом €100–150 тыс

Изображающая Марию Магдалину картина, недавно атрибутированная Джан Джакомо Капротти да Орено, соавтору Леонардо да Винчи, также известному как Салаи, была продана на торгах парижского аукционного дома Artcurial за рекордные для художника €1,7 млн ($2 млн с комиссией) при эстимейте €100–150 тыс. Ранее выполненную маслом на доске работу, созданную между 1515 и 1520 годами, приписывали кисти Джампетрино. Ее купил американский коллекционер, одержавший победу в ожесточенной борьбе в формате телефонных ставок.

Салаи был бедным ребенком из рабочей семьи и, как известно из дневников да Винчи, поступил в мастерскую знаменитого художника в возрасте всего десяти лет, когда Леонардо было уже под 40. Судя по всему, кудрявый красавец Салаи в равной степени раздражал и очаровывал да Винчи: в своих дневниках тот писал, что молодой художник «вор, лжец, упрямец и обжора». Так и появилось прозвище «Салаи», что переводится как «дьяволенок».

Но да Винчи прощал его прегрешения, и Салаи провел с ним более 25 лет до самой смерти Леонардо в 1519 году, выполняя роль финансового управляющего, модели (считается, что именно он изображен на картине «Иоанн Креститель»), агента и компаньона во всех поездках. Кроме того, Салаи продолжал заниматься живописью и в 1515 году начал преподавать в мастерской. Именно Салаи Леонардо оставил «Мону Лизу».

На сегодняшний день известны всего четыре или пять картин Салаи, а авторство проданной на аукционе установила искусствовед Кристина Геддо из Милана.

Французский специалист по творчеству старых мастеров и консультант Artcurial Эрик Тюркен рассказал агентству France-Presse: «Эта картина — по-настоящему неожиданное открытие. Ее владелец, которому она досталась за весьма скромную сумму, передал нам ее на продажу <…> без атрибуции». Тюркен добавляет: «Мы нашли отпечатки пальцев: художник прижал свой большой палец к свежей краске, что характерно для техники Леонардо и Салаи».

В видеоролике аукционного дома Геддо рассказывает, что ей удалось сделать это открытие благодаря картине Салаи «Голова Христа Спасителя» с подписью «Салаи» и датировкой — 1511 год, недавно переданной в коллекцию Амброзианской пинакотеки в Милане. «Это единственная его подписанная работа, появившаяся за последние 500 лет, — говорит Геддо. — Лицо Христа из Амброзианы позволяет провести точные параллели благодаря невероятному сходству и соответствующим элементам… лиц этой Марии Магдалины и миланского Христа».

Геддо добавляет, что техника, в которой создана картина, «чрезвычайно близка к технике мастера… что редко встречается у других его учеников — леонардесков». Она приводит в пример то, как Салаи не только использует характерное сфумато Леонардо, но и наносит множество тонких слоев разбавленной краски один на другой, создавая утонченный эффект «постепенного перехода от света к тени, невероятно близкий к технике Леонардо».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+