18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей авангарда под открытым небом

В 1920-х годах в районе Шуховской башни вырос «город-сад» с характерной конструктивистской застройкой.

Вопрос о судьбе знаме нитого инженерного творения русского новатора Владимира Шухова стоит очень остро. Седьмого марта Министерство связи, в хозяйственном подчинении которого находится знаменитая Шуховская башня, заявило о своем намерении демонтировать памятник и подыскать для него новое место. Обеспокоенное судьбой архитектурной доминанты общественное объединение «Инициативная группа «Шаболовка», куда входят историки архитектуры, краеведы, журналисты, в рамках формирования «культурного кластера» вокруг Шуховской башни выпустило путеводитель по Донскому и Даниловскому районам — уникальному средоточию памятников авангарда.

Согласно градостроительным концепциям эпохи нэпа в окрестностях Шуховской башни (она же радиостанция Коминтерна, 1919–1922) вырос своего рода «город-сад» с яркими образцами конструктивистской застройки. В предлагаемый изданием туристический маршрут включено 24 жилых и общественных объекта — от роддома, школы, общежития до крематория, вместе символизирующих идеальную модель новой советской жизни от рождения до смерти. До 1960 года башня оставалась самым высоким (150 м) сооружением Москвы, видным со всех точек. Вокруг нее выросли экспериментальные дома и рабочие кварталы. В 1928–1930 годах бригадой АСНОВА (Ассоциации новых архитекторов) под руководством Николая Ладовского и Николая Травина был построен Хавско-Шаболовский жилой массив.

В то же время Георгий Вольфензон и Самуил Айзинкович проектируют здесь первый дом-коммуну, центральная композиция которого соотносилась с вертикалью Шуховской башни, просматривающейся по главной оси здания. «Кузница нового быта» состояла из 5–6-этажных корпусов, в квартирах отсутствовали кухни, плоские крыши предусматривали солярии, в озелененном дворе-курдонере устроили спортплощадку с беговой дорожкой. В то же время башня Шухова послужила высотным ориентиром и кварталу жилых домов «Дровяная площадь» (проект 1930–1936 годов, архитекторы Юрий Мушинский, Иван Николаев и др.), образованному поворотом улиц Хавской, Мытной и Шухова. Еще одна, пожалуй самая известная, коммуна — это общежитие студентов Текстильного института (1919–1930) архитектора Ивана Николаева. Среди примечательных объектов, вошедших в путеводитель, — школа-гигант на Хавской, задуманная в 1934 году конструктивистом Анатолием Антоновым с башней-обсерваторией, «детсад-самолет» в виде буквы «Т» на той же улице, здание универмага «Даниловский» (1929–1936) Александра Болдырева и Георгия Олтаржевского и многие другие памятники.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+