18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Туле открылся музейный квартал

№86
Материал из газеты

У древних стен Тульского кремля появился новый культурный кластер. Среди его объектов — филиал Государственного исторического музея и Центр семейной истории

В массовом сознании с Тулой ассоциируется символический набор предметов и понятий: оружие, самовар, пряник, подкованная блоха. Всем этим темам, каждой по отдельности, здесь с более или менее давних пор посвящен собственный музей. Даже блоха с подковами служит экспонатом, который демонстрируется под микроскопом в воссозданном интерьере «Старой тульской аптеки». И в целом нельзя сказать, что этот древний город (он на год старше Москвы, судя по Никоновской летописи) так уж обделен очагами культуры. Однако музейная его слава не столь широка, как, например, у топовых представителей Золотого кольца России. Туристов привлекают, скорее, окрестные достопримечательности: усадьбы Ясная Поляна и Поленово или же Куликово поле.

И вот областной центр вознамерился изменить положение дел. Не переключить, конечно, весь туристический поток на себя, а добавить к привычным загородным маршрутам еще и тульские адреса из категории must visit. И чтобы местные жители тоже посещали их как можно активнее. Еще в 2016 году была принята программа подготовки к празднованию 500-летия Тульского кремля, в которую заложили целый ряд идей, связанных с реконструкцией близлежащих территорий, в частности устройство модной пешеходной набережной вдоль старого русла реки Упы. Предусматривалось программой и создание музейного квартала на улице Металлистов — старинной и купеческой, несмотря на нынешнее название. Управились в срок. Учреждения культуры в исторических зданиях были открыты или ровно в День города, совмещенный с юбилеем кремля, или неделей позже, в начале октября. А местный Музей декоративно-прикладного и современного искусства и вовсе начал работать по новому адресу в июле.

Помимо него, в состав кластера вошли филиалы упомянутых выше федеральных музеев-заповедников — Василия Дмитриевича Поленова, «Ясной Поляны» и «Куликова поля». Речь, конечно, не о замещении реальных объектов в природном окружении городскими шоурумами — подразу­меваются, скорее, новые выставочные пространства и исследовательские центры (в случае «Куликова поля» под сугубо научные цели отведен еще и дополнительный особняк, в нем обустроились археологи и реставраторы).

При этом связь каждого филиала с «головным офисом» может быть специфической, опосредованной. Например, музей-заповедник Поленова из своих окских просторов транслирует в Тулу идею о ценности домашних архивов и устных воспоминаний. Этот филиал, расположившийся по соседству с улицей Металлистов, на Благовещенской, так и назван — Центр семейной истории. Династия Поленовых присутствует здесь в качестве одной из сюжетных линий, а суммарно героями нынешней экспозиции — отчасти предметно-документальной, отчасти интерактивно-виртуальной — стали свыше двух десятков семей, тесно связанных с Тулой и ее окрестностями. Премьерная выставка «Семейное дело», спроектированная музейным бюро Solarsense, останется в этих стенах надолго, до апреля следующего года.

Безусловным городским хитом обещает стать и еще один филиал, в данном случае патронируемый напрямую из столицы. Первое региональное подразделение основал Государственный исторический музей — за год с небольшим до своего предстоящего 150-летия. Филиалу в Туле передан в пользование один из красивейших домов по улице Металлистов — бывший особняк купцов Белолипецких, построенный в конце XIX века. Второй этаж здания заняло экспозиционное пространство, а остальные помещения, включая два крыла во внутреннем дворике, приспособлены под сопутствующие функции: хранилище, музейный магазин, детский образовательный центр. Последний пока доводится до ума и откроется позже.

В качестве зачина тульский филиал принимает у себя выставку «Реликвии и шедевры Исторического музея» — своего рода дай­джест обильных и многообразных московских фондов. На примере 268 избранных экспонатов пунктиром обозначены вехи отечественной истории — от причерноморской античной археологии до машинописи выступления маршала Жукова на Параде Победы. «Была задача показать специфику нашего музея, — рассказала The Art Newspaper Russia куратор выставки, главный научный сотрудник ГИМ Елена Юхименко, — поэтому выбраны экспонаты, которые представляют наиболее значимые коллекции. Например, народного костюма, крестьянского быта. И еще выбраны вещи с учетом источников их поступления, в том числе из самых первых. Здесь есть дары Петра Щукина, Алексея Бахрушина и других наших фондообразователей. В результате выставка получилась многоплановой: каждый памятник отвечает нескольким требованиям. Делался акцент также и на тульской истории. Это пилотный проект, и складывался он совсем не безоблачно. Обсуждались две концепции: история государства в копийных памятниках или все-таки история русского народа в памятниках подлинных. Восторжествовала вторая идея, и это правильно, на мой взгляд».

Дальнейшая выставочная программа филиала Исторического музея пока не определена. Скорее всего, преобладать здесь будут «арии московского гостя», то есть гастрольные проекты, инициированные и подготовленные в столице. Однако музейщики обещают следить за отзывами туляков и учитывать их пожелания на будущее. 


Тула, улица Металлистов, дом Белолипецких

Новый музейный кластер расположился на улице Металлистов, одной из старейших в городе. Она упомянута еще в писцовой книге XVI века. В то время улица называлась Пятницкой, затем ее переименовали в Никольскую, а позднее вернули прежнее название, измененное лишь после революции. Исстари на Пятницкой селились купцы: Коробковы, Поповы, Сапельниковы, Сисины, Сушкины, Черниковы. Известно, что к середине XVIII столетия улица была полностью вымощена булыжником и все дома на ней были из камня. Здесь размещались магазины и лавки, питейные заведения, гостиный двор.

В числе наиболее примечательных зданий — двухэтажный особняк, возведенный в 1891 году купцом Иваном Михайловичем Белолипецким на двух соединенных участках уличной застройки. До революции в доме размещалась контора товарищества «Братья Белолипецкие в Туле», торговавшего москательными, масляными и хлебными товарами. На той же Пятницкой улице держал пряничный магазин и другой купец Белолипецкий, их кузен. В советский период здание принадлежало разным пользователям; одно время в нем располагалось швейное производство. Постепенно дом приходил в негодность и даже готовился к сносу, но в итоге после реставрации его передали филиалу Государственного исторического музея.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+