The Art Newspaper Russia
Поиск

В Тулу со своей семейной историей

Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова открыл в Туле Центр семейной истории и предлагает новую для нас модель музея, построенную на «культуре участия»

Забавно, что вид на новое детище директора Государственного музея-заповедника В.Д.Поленова Натальи Поленовой — Центр семейной истории в Туле — чем-то напоминает хрестоматийный поленовский «Московский дворик»: на заднем плане маячит церковь с белой колокольней, за легкой кованой оградой виден двор с деревянными посадскими домами, за ним — еще одна церковь. Три деревянных дома и один каменный, бело-красный на Благовещенской улице — все родом из XVIII века. Это исторический центр Тулы, рядом — Кремль, новый модный кластер «Искра» с магазинчиками и ресторанами, новая набережная, прогулочная улица Металлистов с отреставрированными особняками. Еще пару лет назад этот район был, мягко говоря, довольно запущенным — достаточно сказать, что жители пользовались дедовскими туалетами на дворе. Сейчас это пространство называют «музейным кварталом»: помимо музея-заповедника Василия Поленова, свои филиалы здесь открыли еще три федеральных музея — Исторический музей, «Ясная Поляна» и «Куликово поле»; здесь же расположились региональные (Музей декоративно-прикладного и современного искусства) и частные музеи.

Беспрецедентная по своей стремительности и охвату программа реставрации исторического центра Тулы и культурных памятников Тульской области, осуществленная губернатором Алексеем Дюминым, потребовала и создания их нового наполнения. Весь этот тульский ренессанс был подгадан к празднованию 500-летия Тульского кремля, которое отметили в конце сентября. По словам Елены Мартыновой из Комитета Тульской области по развитию туризма, было отреставрировано около 35 объектов, а в целом на всю программу потрачено почти 4,5 млрд руб. и из федерального бюджета, и из других источников.

«Мы выбрали маленький пятачок в духе старой Тулы, — рассказывает Наталья Поленова. — Раньше вся эта территория принадлежала Введенской церкви, чей нынешний настоятель Лев Махно, известный священник, когда-то был настоятелем храма на улице Петель в Париже. Нам это пространство очень понравилось, потому что оно сохраняет дух усадьбы Поленова на Оке, это тоже в своем роде усадьба».

За концепцией нового места обратились к компании Ильи Ценципера, московского мудреца-интеллектуала, придумавшего немало оригинальных концепций, как, например, институт «Стрелка». В результате было решено отказаться от клонирования поленовской усадьбы, а сделать просветительский центр, где важны не столько экспонаты, сколько процесс взаимодействия со зрителями. Это городское пространство для встреч, семейного времяпрепровождения, место частной истории. В главном здании располагается выставочный зал, в другом — лаборатория идей, в третьем — арт-резиденция, наконец, четвертое названо «кухней». Там планируется проводить камерные «званые обеды» по местным рецептам, лекции с закусками, кулинарные мастер-классы.

Центр открылся выставкой «Семейное дело», в которой приняла участие 21 тульская семья, а также семья Поленовых. Тут династии спортсменов, архитекторов, библиотекарей и, например, семья, сохранившая еврейские традиции. В первом зале мы видим множество табличек с рассказами людей о своих родственниках и о себе, размеченных важными датами — 1917, 1941, 1991. Воспоминаний о XIX веке, конечно, меньше, чем о ХХ, но сейчас многие детали и советской жизни, и постсоветских лет стираются из памяти.

«Это место для того, чтобы заниматься частной историей. На самом деле здесь большой вопрос: а зачем людям заниматься собственной историей? Это вроде бы модно, но никто толком не знает, что из этого можно извлечь, — объясняет замысел куратор выставки Андрей Рымарь (музейное бюро Solarsense). — Выставка — как раз один из способов ответить на этот вопрос. Мы пытались собрать какие-то кейсы о том, как люди реально черпают силы из истории собственной семьи, и поделили их на несколько разделов. Кто как понимает дом? Какие есть способы поддерживать друг друга? Способы ощущать себя семьей в разных ситуациях, способы решать конфликты, способы передавать дело? И все это неоднозначно, есть очень разные концепции семьи — от консервативных до либеральных».

Само пространство центра, бывшие жилые комнаты обычных домов, создает нужную камерную обстановку, а дизайн выставки (Эрик Белоусов, Мария Корнилова, Галина Титова) ее поддерживает. Тут есть, например, классическая кухня с абажуром и самоваром (куда без него в Туле!) на столе, окруженном буфетами, из ящиков которых выглядывают старые фото с подробными объяснениями: папа с мамой в старом доме, детская рубашка — реликвия другой семьи. (Кстати, логотип центра обыгрывает тему старого фотоальбома с уголками-прорезями для «карточек» — дескать, вставляйте свои мемуары в нашу рамочку!)

В другом зале родственные связи символизируют мотки цветных ниток, которые можно натянуть на соответствующие колки в зависимости от того, какой способ единения был принят в вашей семье (кто-то пел песни за столом, кто-то ходил на байдарках). В центре этого зала представлена часть семейного архива Поленовых, связанная с драматическим периодом, когда почти 20 лет семья была разлучена. Сын художника Дмитрий и его жена Анна сидели в лагерях, а их сына Федора, который потом стал директором поленовского музея, воспитывали родственники. Семья сохранила не только трогательнейшую переписку героев, но и сам душевный стиль общения, который восхищает всех, кому довелось иметь дело с Поленовыми.

О том, как возникают династии, рассказывается в самом большом зале выставки. Символом профессиональной преемственности тут стали рабочие столы с реликвиями-экспонатами. В одном случае это целый склад старых компьютеров, в другом — архитектурные проекты, в третьем — учебники, написанные членами учительской династии, а семья спортсменов выставила олимпийский факел, с которым их папа бежал по Туле.

Завершается выставка темным залом «для медитации», где вам задают вопрос: «Во что вы верите?», а по экрану плывут слова героев выставки: «в Бога», «в судьбу», «в мечту»… После этого остается только пройти блиц-сеанс психоанализа, встав перед зеркалом для селфи и быстро выбрав те теги, с которыми у вас ассоциируется семья. «Жертва», «всё в дом», «не щелкай клювом»?

Подобные музеи, связанные с частной памятью, в мире не редкость — тут и «Музей невинности» Орхана Памука в Стамбуле, и Яд ва-Шем в Иерусалиме с воспоминаниями переживших холокост. Необходимость такого рода музеев в нашей стране очевидна: нам всем нужно восстанавливать разорванные связи. Об этом говорят такие инициативы, как «Бессмертный полк» или проект «Прожито», с которым собирается сотрудничать тульский центр. Сохранение семьи, говорит Андрей Рымарь, тоже можно рассматривать как дело. И в центре обещают научить этому «семейному делу»: как брать интервью у родственников, как правильно собрать семейный архив, наладить отношения. И наконец вписать наши жизни в большую историю. Не зря центр выбрал девиз «история — это мы».

Центр семейной истории
Семейное дело
До 4 апреля 2021

Материалы по теме
Просмотры: 2691
Популярные материалы
1
Выставки зимы, которые дождались нас после локдауна
Напоминаем, куда в Москве стоит отправиться всем, кто соскучился по музейным выставкам.
21 января 2021
2
Арт-рынок на перепутье между старыми и новыми именами
Сможет ли портрет Боттичелли, выставленный на торги за $80 млн, стимулировать спрос в верхнем сегменте рынка? Или первенство останется за современным искусством и новыми именами?
19 января 2021
3
Не ведитесь: фейковые новости о музеях
Самые шокирующие, глупые и смешные художественные фейкньюс последних лет.
22 января 2021
4
Искусство в галереях
Самое время со всеми мерами предосторожности прогуляться по новым, только что открывшимся выставкам в московских галереях. Представляем проекты, которые стоит посмотреть.
20 января 2021
5
Спектакль «Семь дней в совриске» стоит выеденного банана
Такое событие, как новый спектакль «7 дней в совриске» в Театре наций, мы не могли пропустить — хотя бы потому, что в этой сатире на современное русское искусство звучит и название нашей газеты. Главный редактор Милена Орлова делится впечатлениями.
18 января 2021
6
Неизданная обложка комикса о Тинтине продана за рекордные €3,2 млн
Организация, управляющая наследием Эрже, раскритиковала продажу рисунка с Тинтином для обложки альбома «Голубой лотос» 1936 года.
18 января 2021
7
Выставка «Невинные шалости. #Технорококо» проходит в галерее JART
В московской галерее JART открылась выставка молодого художника Владимира Карташова «Невинные шалости. #Технорококо. Праздник — стиль — манифест». Куратором этого проекта на стыке искусства и театра выступил Сергей Хачатуров.
18 января 2021
8
В Третьяковке показывают Фалька, каким он был
Выставка Роберта Фалька в Третьяковской галерее — первая и долгожданная большая ретроспектива классика отечественного искусства. Она дает возможность увидеть, как менялся художник, и по-настоящему понять его.
22 января 2021
9
Стеклянный занавес
Основатель и многолетний главный редактор газеты The Art Newspaper Анна Сомерс Кокс рассказала Russian Art Focus, что нужно делать российским художникам, чтобы прославиться за рубежом.
19 января 2021
10
Google Arts & Culture запустил проект о сокровищах Египта
Создатели новой онлайн-платформы стремятся рассказать об объектах, традиционно являющихся предметом научного изучения, в доступной и интересной форме.
19 января 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru