The Art Newspaper Russia
Поиск

Критики-вымогатели

Художники доплачивают за известность.

Молодых художников заваливают предложениями раскошелиться, чтобы их имена и работы появились в журналах, каталогах и на выставках. Многие считают это циничным выманиванием денег — но кое-кто говорит, что готов платить за «присутствие» в современном арт-мире, который становится все более конкурентным.

«Каждый божий день я получаю электронные письма с предложением не упустить свой шанс», — говорит 29-летний скульптор Джерри Блэкман. Недавно ему пришло письмо от имени редактора журнала Artvoices Терренса Сандерса, и Блэкмана уверяли, что он может «с огромной скидкой — $3,5 тыс.!» появиться на обложке издания. «Это уникальная возможность поможет вам в полной мере заявить о себе и своем творчестве» — и как дополнительный аргумент рядом красовалась «обычная цена», $5 тыс. По мнению Блэкмана, «если хочешь,
чтобы к тебе относились серьезно, такие вещи, как правило, приносят больше вреда, чем пользы, или по крайней мере тратят твое время». А вот художница из Луизианы Кэрол Хэллок, напротив, не жалеет о решении купить статью в Artvoices. «Мои клиенты были только рады узнать, что обо мне пишут в журналах и газетных статьях. Знаете, большинство художников вынуждены заявлять о себе сами: сам себя не похвалишь — никто не похвалит», — уверена она. По словам Хэллок, у нее есть контракты с галереями, но саморекламу пока никто не отменял. Нэнси Смит, главный редактор сайта Art Lovers New York, признается, что порой в обмен на освещение на своем ресурсе принимает денежное вознаграждение или произведение искусства. «Я пишу в основном о двух типах. Либо о суперстильных художниках, которые действительно меня покорили, либо о достаточно сообразительных, чтобы отблагодарить меня за мою работу», — говорит она. Смит также собирает взнос с некоторых галерей, желающих, чтобы написали об их выставках. Дилеры средней руки вроде Freight + Volume счастливы платить около $300 за ее услуги, но вот большие галереи «и слышать не хотят» о подобных предложениях. «„Что, платить за публикации?“ — обычно возмущаются они. Вот так, потихоньку, можно и кануть в безвестность», — уверена Смит. Чтобы получить разворот или быть упомянутым в некоторых солидных художественных каталогах и изданиях, таких как Blink и International Contemporary Masters, нужно и вовсе выложить тысячи долларов. А иногда организаторы художественных мероприятий взимают с художников мзду, чтобы работы тех появились на стендах, как это было, например, на новой арт-ярмарке New Material Art Fair в Майами, запущенной в 2013 году. Ее учредители, однако, утверждают, что целью, наоборот, было стимулировать участников, а не заработать на них деньги. «Коммерческий успех может [...] заглушить порыв к эксперименту, ведь в основе творчества — риск и готовность порой отказаться от признания», говорится на сайте ярмарки.

Нью-йоркский арт-дилер Элизабет Денни рассказывает, что не обращает внимания на «творческие конкурсы, каталоги художников или журналы, где можно заказать материалы»: «Такого рода тексты обычно пишутся анонимно, их достоверность трудно проверить, поэтому я не принимаю их в расчет». Более настойчивые и последовательные критики проплаченных статей считают, что «джинса» подставляет под удар начинающих и пока не набравшихся ни житейского, ни творческого опыта художников. «Это чистейшей воды разводка, — говорит декан Йельской школы искусств Роберт Сторр. — Они беззастенчиво и жестоко эксплуатируют наивных и амбициозных юнцов, это настоящие вампиры культурной индустрии».

Просмотры: 4111
Популярные материалы
1
Объявлены лауреаты VIII Премии The Art Newspaper Russia
В Москве при поддержке ювелирной компании Mercury состоялась церемония награждения Премией The Art Newspaper Russia. Представляем лауреатов в интересных цифрах и фактах.
26 февраля 2020
2
Михаил Суслов: «Сейчас очень хорошее время для коллекционеров и инвесторов»
Антиквар, владелец галереи «Трианон» и онлайн-аукциона «Артлот 24» Михаил Суслов рассказывает о том, как устроен арт-бизнес в России, своих планах открыть галерею в Москве и перспективах рынка русского искусства на родине и за рубежом.
25 февраля 2020
3
AES + F: безжалостные пророчества
Виртуозы digital art, визионеры-провидцы, обычно они ставят на самые мрачные сценарии. Татьяна Арзамасова и Лев Евзович рассказали о своем видении современного мира и глобальной мифологии.
26 февраля 2020
4
Ностальгия по ГДР обретает материальность
На примере мозаики Жозепа Ренау можно увидеть, как меняется сегодня отношение к культурному наследию Восточной Германии.
25 февраля 2020
5
Альтернативные арт-площадки Петербурга
Современное искусство Северной столицы далеко не ограничивается тем, что показывают музеи и галереи. Свой обзор для Russian Art Focus сделал канадский филолог, поклонник города Джош Надьё.
26 февраля 2020
6
Выставки месяца в Нидерландах
Диалог Караваджо и Бернини в Рейксмузеуме, невиданное постсоветское от фотографа-антрополога Бертьен ван Манен в Стеделейк и ХХ век афроамериканского искусства в Амерсфорте.
25 февраля 2020
7
В Португалии восстанавливают узоры холстов старых мастеров
Реконструкция плетения холста поможет реставрировать шедевры Веласкеса, Караваджо, Эль Греко и других художников.
25 февраля 2020
8
Выставки месяца в Германии
Чувства звезд современного искусства в мюнхенской Пинакотеке модернизма и основоположник немецкого фоторепортажа Умбо в Берлинской галерее.
26 февраля 2020
9
Выставка — путеводитель по карьере Марселя Дюшана проходит в Музее Хиршхорна
Коллекция работ Дюшана, некогда подаренная вашингтонскому музею Барбарой и Аароном Левин, — одна из лучших в мире.
26 февраля 2020
10
Церемония вручения премии The Art Newspaper Russia прошла в Москве
В Гостином Дворе прошло театрализованное вручение VIII Премии The Art Newspaper Russia, состоявшееся при поддержке генерального партнера церемонии — Mercury.
27 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru