18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Вселенная ВХУТЕМАСа поместилась в Музей Москвы

№86
Материал из газеты

Юбилейная выставка в Музее Москвы посвящена 100-летию основания Высших художественно-технических мастерских — колыбели современного художественного образования — и показывает это учебное заведение во всем его разнообразии

Среди отечественных художественных брендов, чью значимость признают во всем мире, ВХУТЕМАС — один из главных. Хотя привычная рифмовка этого учебного заведения с немецким Баухаусом скорее условность, очевидно: обе школы сыграли выдающуюся роль в глобальной реформе художественного образования. И обе пали жертвами тоталитарных идеологий.

В этом году исполняется 100 лет с момента организации Высших художественно-технических мастерских в Москве. Юбилейная экспозиция напрашивалась сама собой, вопрос заключался в том, какой она окажется и где пройдет. 

В итоге эту миссию взял на себя Музей Москвы — хоть и не самый крупный держатель фондов, связанных с сюжетом, зато инициативный игрок на поле выставок об авангарде. Под проект отдано внушительное экспозиционное пространство — Красный зал площадью почти 2 тыс. кв. м.

Что касается содержания, то оно диктовалось концепцией. Куратор выставки «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», историк архитектуры Александра Селиванова в разговоре с корреспондентом The Art News­paper Russia охарактеризовала происходящее так: «Мы осуществили, наверное, первую попытку представить ВХУТЕМАС целиком — все факультеты и основное отделение с пропедевтическими дисциплинами. До того, конечно, были выставки на эту тему, но посвященные либо конкретному факультету, например архитектурному, либо с акцентом на педагогах. Мы решили, что интересно предъявить именно систему обучения — программы, методики, и поэтому показать не произведения звездных преподавателей, а студенческие работы».

Вся история ВХУТЕМАСа (вместе с пришедшим ему на смену ВХУТЕИНом) укладывается в одно десятилетие: в 1930 году институция была расформирована, по сути — разгромлена. Для объемности контекста к этому отрезку на выставке добавлено еще по паре лет — к началу и к концу: революционная вольница Первых и Вторых Свободных государственных художественных мастерских, чуть позже слившихся воедино, а также дискомфортный, морально тяжелый период обустройства «на обломках» в 1930‑х. Структурные транс­формации ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа — в виде таймлайна с инфографикой — демонстрируются на стене прямо у входа. А по экспозиции разбросаны аудиоточки, откуда звучат воспоминания бывших студентов.

«Основной тезис — ВХУТЕМАС как первое учебное заведение, где появилась профессия дизайнера, — рассказывает Александра Селиванова. — Естественно, акцент сделан на художественных факультетах — скульптурном, архитектурном, живописном. Но производственные факультеты — это абсолютная новация. Хотелось показать, как программы, придуманные Александром Весниным, Эль Лисицким, Любовью Поповой, Александром Родченко, интерпретировались и проявлялись во время учебы».

За каждый раздел отвечал свой куратор, так что интеллектуальная команда получилась многолюдной. Общее архитектурное решение — разумеется, с элементами вхутемасовской эстетики — обеспечивали Сергей Неботов и Анна Замри. Экспонаты собирали отовсюду: помимо ведущих столичных музеев, к участию в проекте привлечены наследники художников и частные коллекционеры.

К исторической экспозиции примыкает небольшой раздел из работ сегодняшних студентов. Их предоставили вузы и отдельные факультеты, которые сочтены кураторами достойными звания «наследников ВХУТЕМАСа». 

Музей Москвы
ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда
10 ноября 2020 – 11 апреля

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+