The Art Newspaper Russia
Поиск

Петербургский роман авангарда с советской властью

Шестьдесят произведений из фондов Музея истории Петербурга и частных коллекций собраны, чтобы рассказать о коротком романе советской власти и русского авангарда

Имена одних художников, как Михаил Матюшин (в доме которого находится сейчас Музей петербургского авангарда) или Израиль Лизак, знакомы если не всем, то интересантам точно. Имена других — Лидия Фролова-Багреева, Анна Каган — известны только специалистам.

В 1918 году большевики задумали взрастить в стенах бывшей Академии художеств творцов нового типа. Учебное заведение постоянно меняло названия и программу обучения: СВОМАС, ПГСХУМ, ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, ЛВХТИ. По сравнению с Москвой академизм в Северной столице сопротивлялся сильнее, хотя среди преподавателей были Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Владимир Татлин, Павел Филонов. По мнению Малевича, с появлением супрематизма живопись завершилась. И поэтому могла существовать только как предмет изучения. В 1921 году совет ВХУТЕМАСа ответил ему созданием ГИНХУКа — Государственного института художественной культуры, с отделами живописной культуры (заведующий — Малевич), органической культуры (Матюшин), материальной культуры (Татлин, затем Николай Суетин), общей методологии (Филонов, затем Николай Пунин), фонетический (Игорь Терентьев) и внештатный экспериментальный (Павел Мансуров). Малевич развивал теорию прибавочного элемента, Матюшин исследовал цвет и форму в зависимости от условий зрительного восприятия, «татлинцы» занимались дизайном, «пунинцы» — арт-критикой, «мансуровцы» исследовали «архитектурную» деятельность живых организмов. На выставке — работы Матюшина, его коллажи, акварельные и карандашные зарисовки. Анна Каган, ученица Малевича, представлена картинами «Супрематизм» и «Машинная живопись». Ученик Филонова Всеволод Сулимо-Самуйлло аналитически изобразил «Матроса», Ревекка Левитон — «Композицию с двумя головами». 

Музей петербургского авангарда
Цвет и форма: ВХУТЕМАС — ГИНХУК
До 10 декабря

Материалы по теме
Просмотры: 3670
Популярные материалы
1
Эдвард Мунк: нервный гений или успешный профессионал?
Выставка в Третьяковской галерее представляет все этапы творческого пути норвежского художника, классика европейского модернизма.
15 апреля 2019
2
Елена Гагарина: «Cейчас музеям неинтересно делать просто красивые выставки»
Сегодня Елена Гагарина, возглавляющая Музеи Кремля уже 18 лет, отмечает юбилей. Она рассказала нам, что с переездом в здание Средних торговых рядов на Красной площади наконец сможет осуществить давно задуманные проекты.
17 апреля 2019
3
Во Флоренцию и Милан по следам Леонардо
К 500-летней годовщине смерти Леонардо да Винчи на его родине пройдет большая выставочная программа, рассказывающая не только о мастере, но и о его предшественниках и последователях.
15 апреля 2019
4
Видеоарт о коллективном бессознательном
Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом» изменил формат: теперь сам конкурс будет проводиться раз в два года, а в промежутке будут показывать новые работы участников прошлых лет.
17 апреля 2019
5
Пожар в Нотр-Дам-де-Пари как повод к единению
Еще не было до конца потушено пламя в соборе Нотр-Дам-де-Пари, как начался сбор средств на восстановление одного из символов Парижа и мировой культуры. Пожертвования уже исчисляются сотнями миллионов евро.
16 апреля 2019
6
Нужен ли Tinder для коллекционеров?
Галеристы, арт-дилеры и кураторы коллекций сходятся во мнении, что успешные продажи на арт-рынке теперь напрямую зависят от того, насколько учитываются мнение и вкусы широкой публики.
15 апреля 2019
7
Российская ярмарка антиквариата и современного искусства открывается в Манеже
Второй выпуск RA&AF — это гибрид Российского антикварного салона и ярмарки «Арт Москва».
16 апреля 2019
8
В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей
Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея.
17 апреля 2019
9
Спасенные реликвии из собора Парижской Богоматери отправят в Лувр
В числе спасенных артефактов — терновый венец Христа и туника Людовика Святого. Как только появится возможность, уцелевшие картины снимут со стен собора для реставрации.
17 апреля 2019
10
Картины Рогинского поделили не в пользу его вдовы
Хамовнический районный суд Москвы удовлетворил требования стороны истцов по делу о разделе наследия художника Михаила Рогинского.
17 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru