18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает на отечественных аукционах три самых интересных лота. На этой неделе на московских торгах выделяются «cемейный» полуторарублевик, золотая медаль на заключение мира с Турцией и серебряный набор для русского застолья.

«Семейные» полтора рубля — 10 злотых 1836 года

Очень редкий серебряный полуторарублевик был отчеканен Санкт-Петербургским монетным двором в количестве всего 50 экземпляров. Да и тех могло не быть.

Николай I, стремившийся делать все, как при батюшке, не хотел видеть своего профиля на рублевой монете. Есть легенда, что, когда однажды ему показали пробный экземпляр, император ужаснулся: ему показалось, что изображена «отрубленная голова». Однако министр финансов Егор Канкрин не отчаивался и поручил лучшему граверу и медальеру двора профессору Павлу Уткину сделать проект монеты, которая должна была отличаться от обычного рублевика не только номиналом (отсюда эти полтора рубля, приравненные к 10 злотым Королевства Польского, входившего тогда в состав Российской империи), но и внешним видом. Пользуясь доступными гравюрами и миниатюрами, Уткин разработал монету, на аверсе которой был профиль Николая I, ниже, чем обычно, обрезанный на манер античного бюста, а на реверсе — императрица в окружении головок великих князей и княжон. Предполагалось, что монета в обращение не поступит, а будет подарочной. Императору проект понравился, и после исправления его замечаний (в частности, императрицу сделали помоложе и покрасивее) были отчеканены первые полсотни монет. Потом вышел из строя штемпель, и его пришлось перегравировывать, причем были внесены еще изменения, заметные лишь взгляду нумизмата. Пока этот второй штемпель совсем не стерся, им чеканили небольшие порции полуторарублевиков, которые преподносили официальным лицам в виде господарков. Естественно, что монета из первой серии ныне вожделенный объект для коллекционеров.
«Монеты и медали», 11 октября (12:00), эстимейт 8–12 млн руб.

Медаль в память заключения мира с Турцией, 1792 год

Золотая медаль была отчеканена на Санкт-Петербургском монетном дворе в ознаменование мирного договора, положившего конец русско-турецкой войне 1787–1791 годов. Аверс украшен профилем императрицы Екатерины II, на реверсе — на волнах Черного моря щит с гербом Российской империи, увенчанный победными пальмовыми и лавровыми листьями, и карта, поясняющая приобретения России. В частности, ей отходили земли между Бугом и Днестром, который теперь делался границей с Турцией; кроме того, турецкий султан обязывался не возбуждать своих соседей на Кавказе против царя Грузии, а также удерживать закубанские народы от разбойничьих нападений на владения России, где границей становилась река Кубань.
«Монеты и медали», 11 октября (12:00), эстимейт 2–2,5 млн руб.

Серебряный набор для напитков в русском стиле

Двенадцать чарок, поднос и оправа под бутылку изготовлены из серебра с золочением в Санкт-Петербурге в 1895 году, в мастерской В.О.Иванова, о чем говорят клейма на предметах.

Набор сделан в русском стиле, ставшем чрезвычайно популярным в конце XIX века вместе с прочими историческими стилями: псевдоренессансным, псевдорококо, псевдоготикой. Странная на современный взгляд идея имитировать поделки из бересты или луба в золоченом серебре была подхвачена множеством мастеров, в том числе мастерами фирмы Карла Фаберже. Драгоценные туески и пеньки, имитация в серебре с эмалями крестьянских солонок-стульчиков и ковшей, пепельница-лапоть, даже расписанные под бересту и дерево фарфор и фаянс — все это пользовалось большим спросом. Эти предметы не потеряли привлекательности и сейчас и обычно высоко востребованны и на московских, и на лондонских торгах.
«Русская эмаль», 11 октября (14:00), эстимейт 320–450 тыс. руб.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+