The Art Newspaper Russia
Поиск

Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает на отечественных аукционах три самых интересных лота. На этой неделе на московских торгах выделяются «cемейный» полуторарублевик, золотая медаль на заключение мира с Турцией и серебряный набор для русского застолья.

«Семейные» полтора рубля — 10 злотых 1836 года

Очень редкий серебряный полуторарублевик был отчеканен Санкт-Петербургским монетным двором в количестве всего 50 экземпляров. Да и тех могло не быть.

Николай I, стремившийся делать все, как при батюшке, не хотел видеть своего профиля на рублевой монете. Есть легенда, что, когда однажды ему показали пробный экземпляр, император ужаснулся: ему показалось, что изображена «отрубленная голова». Однако министр финансов Егор Канкрин не отчаивался и поручил лучшему граверу и медальеру двора профессору Павлу Уткину сделать проект монеты, которая должна была отличаться от обычного рублевика не только номиналом (отсюда эти полтора рубля, приравненные к 10 злотым Королевства Польского, входившего тогда в состав Российской империи), но и внешним видом. Пользуясь доступными гравюрами и миниатюрами, Уткин разработал монету, на аверсе которой был профиль Николая I, ниже, чем обычно, обрезанный на манер античного бюста, а на реверсе — императрица в окружении головок великих князей и княжон. Предполагалось, что монета в обращение не поступит, а будет подарочной. Императору проект понравился, и после исправления его замечаний (в частности, императрицу сделали помоложе и покрасивее) были отчеканены первые полсотни монет. Потом вышел из строя штемпель, и его пришлось перегравировывать, причем были внесены еще изменения, заметные лишь взгляду нумизмата. Пока этот второй штемпель совсем не стерся, им чеканили небольшие порции полуторарублевиков, которые преподносили официальным лицам в виде господарков. Естественно, что монета из первой серии ныне вожделенный объект для коллекционеров.
«Монеты и медали», 11 октября (12:00), эстимейт 8–12 млн руб.

Медаль в память заключения мира с Турцией, 1792 год

Золотая медаль была отчеканена на Санкт-Петербургском монетном дворе в ознаменование мирного договора, положившего конец русско-турецкой войне 1787–1791 годов. Аверс украшен профилем императрицы Екатерины II, на реверсе — на волнах Черного моря щит с гербом Российской империи, увенчанный победными пальмовыми и лавровыми листьями, и карта, поясняющая приобретения России. В частности, ей отходили земли между Бугом и Днестром, который теперь делался границей с Турцией; кроме того, турецкий султан обязывался не возбуждать своих соседей на Кавказе против царя Грузии, а также удерживать закубанские народы от разбойничьих нападений на владения России, где границей становилась река Кубань.
«Монеты и медали», 11 октября (12:00), эстимейт 2–2,5 млн руб.

Серебряный набор для напитков в русском стиле

Двенадцать чарок, поднос и оправа под бутылку изготовлены из серебра с золочением в Санкт-Петербурге в 1895 году, в мастерской В.О.Иванова, о чем говорят клейма на предметах.

Набор сделан в русском стиле, ставшем чрезвычайно популярным в конце XIX века вместе с прочими историческими стилями: псевдоренессансным, псевдорококо, псевдоготикой. Странная на современный взгляд идея имитировать поделки из бересты или луба в золоченом серебре была подхвачена множеством мастеров, в том числе мастерами фирмы Карла Фаберже. Драгоценные туески и пеньки, имитация в серебре с эмалями крестьянских солонок-стульчиков и ковшей, пепельница-лапоть, даже расписанные под бересту и дерево фарфор и фаянс — все это пользовалось большим спросом. Эти предметы не потеряли привлекательности и сейчас и обычно высоко востребованны и на московских, и на лондонских торгах.
«Русская эмаль», 11 октября (14:00), эстимейт 320–450 тыс. руб.

Просмотры: 2198
Популярные материалы
1
Виктор Шалай: «Нужно или увольняться, или менять систему»
Директор Приморского музея им. В.К.Арсеньева рассказал нам о том, зачем возит во Владивосток коллекции из глубинки, о непростых управленческих решениях, самоокупаемости культуры, а также об особенностях исторической памяти на Дальнем Востоке.
10 декабря 2018
2
Новое пространство Музеев Московского Кремля откроется в 2022 году
В Средних торговых рядах на Красной площади полным ходом идет грандиозная реставрация, после завершения которой Музеи Московского Кремля перевезут экспонаты из-за Кремлевской стены и сделают их доступнее.
07 декабря 2018
3
Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю
Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже.
07 декабря 2018
4
Михаил Пиотровский: «Все равно будем делать то, что считаем важным и нужным»
Генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России считает, что культуре необходима свобода, а музеям — автономность.
11 декабря 2018
5
Жизнь Пегги Гуггенхайм в искусстве
Экстравагантность «принчипессы» бросалась в глаза, но была не единственным достоинством.
07 декабря 2018
6
РОСИЗО провел мозговой штурм
Новое руководство разберется с имущественным комплексом, избавится от затратных строек и начнет проводить выставки в исторических парках «Россия — моя история».
07 декабря 2018
7
Апгрейд для старых мастеров
Рубеж 2018–2019 годов обещает стать важной вехой в долгой и драматичной истории Государственного художественного собрания Дрездена.
07 декабря 2018
8
Субодх Гупта: «Я даже имени Пикассо не знал, не говоря уже о Дюшане»
В интервью The Art Newspaper Russia художник рассказал, почему паблик-арт не должен вызывать споров и как найти вдохновение в самых обычных вещах.
06 декабря 2018
9
Эрмитаж, Третьяковку и балет — в регионы
В трех городах начали стремительно строить культурно-образовательные комплексы. Для этого был создан фонд «Национальное культурное наследие».
10 декабря 2018
10
Катрин Борисов: «Мы работаем для того, чтобы расширять кругозор»
Галерея RuArts празднует 14-летие и открывает выставку «Чудовищный рай» фотографа Нобуёси Араки. Куратор галереи и фонда RuArts Катрин Борисов рассказала The Art Newspaper Russia о провокации в искусстве и о том, зачем поддерживать стрит-арт.
07 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru