The Art Newspaper Russia
Поиск

Оттенки серого: российское современное искусство стали чаще подделывать

Рассказываем о российских современных художниках, работы которых часто подделывают, и о том, как проверить их подлинность. Эксперт по арт-рынку Джо Викери проливает свет на самые темные уголки российской художественной сцены

Широкое распространение подделок русского авангарда, наносящих вред наследию величайших художников страны, печально известно. А как обстоят дела с российским современным искусством?

По понятным причинам индустрия фальсификации расцветает уже после смерти художника. Впрочем, от нее не застрахованы даже живые.

Рынок российского современного искусства вырос, и появилась новая обойма звезд, цены на которых достигают шестизначных сумм. Но с ростом цен растут и ставки. Как с этим быть?

Процесс установления подлинности зачастую требует различения множества оттенков серого. Лучшее средство для защиты наследия любого художника — это каталог-резоне. Но информация о произведениях искусства, создававшихся подпольно в советскую эпоху, зачастую никак не фиксировалась. С 1970-х по 1990-е годы многие выставки проводились в частных квартирах, и от них не осталось никакой документации.

Российско-американский художественный дуэт Ильи (р. 1933) и Эмилии Кабаковых (р. 1945) борется с этой проблемой давно. К мастерской Ильи примыкает похожая на лабораторию комната, уставленная аккуратными стопками папок с документами. Кабаковы уже составили каталог-резоне живописи Ильи и своих совместных инсталляций. Однако Эмилия признается, что работа над каталогом его рисунков еще далека от завершения, а их собственный фотоархив рисунков до 1996 года неполон. Нетрудно догадаться, что шире всего на рынке распространены именно подделки ранних работ Кабакова на бумаге.

Подлинность произведений на бумаге определить особенно трудно. К тому же их, как правило, существенно больше, чем других работ, и проследить их путь сложнее. Учитывая, что цены на рисунки Кабакова начинаются от $10 тыс., соблазн для изготовителей подделок весьма велик.

В самой природе концептуального искусства заложен потенциал для еще одного вида мошенничества, своего рода художественного вандализма. Эмилия Кабакова объясняет, что ей часто попадаются действительно созданные Ильей рисунки, к которым позднее добавили детали, тексты, а иногда даже поддельные подписи, в результате чего получаются новые, но, к сожалению, уже не оригинальные композиции.

Любому человеку, желающему определить подлинность рисунка Ильи Кабакова, следует обратиться к семье. Сейчас художник учит внучку Эмилии Орлиану Мораг определять ключевые признаки и характеристики таких работ, чтобы в будущем она участвовала в охране его наследия.

При отсутствии авторитетного каталога-резоне главную роль по умолчанию играют эксперты. Стоит обратиться за консультацией к тем, кто  близко знаком с творчеством художника. Это могут быть его родственники, галеристы, искусствоведы и кураторы, и в идеале все они должны независимо друг от друга прийти к одному и тому же заключению касательно подлинности работы. Нередко их неспособность достичь консенсуса может негативно сказаться на стоимости произведения, и в результате покупатель откажется признать его подлинником, даже если на самом деле это так.

В последнее время выросли популярность и цены на картины двух художников — Лидии Мастерковой (1927–2008) и Георгия Гурьянова (1961–2013), творческое наследие которых еще не полностью задокументировано, что делает их весьма притягательными для изготовителей подделок.

Лидия Мастеркова умерла в 2008 году, когда ее искусство только начинало привлекать широкое внимание. Задокументированных произведений, написанных ею до эмиграции во Францию в середине 1970-х, крайне мало, а это, к сожалению, был наиболее важный период в ее творчестве. Квалификация племянницы Мастерковой, куратора Маргариты Тупицыной, позволяет ей давать неофициальные консультации о работах художницы. Уважаемый искусствовед Валерий Силаев, специализирующийся в целом на искусстве 1960-х, также близко знаком с ее творчеством.

Ленинградский художник Георгий Гурьянов планировал издать каталог-резоне и создать фонд, но умер после продолжительной болезни, так и не успев сделать ни того, ни другого. При жизни его произведения не подделывали, но первые подделки появились уже вскоре после смерти. Коллекционеры, желающие проверить подлинность картин и рисунков Гурьянова, имеют возможность обратиться к нескольким тесно сотрудничавшим с ним людям, к мнению которых стоит прислушаться. В их числе искусствовед Аркадий Ипполитов и художники Ольга Тобрелутс и Андрей Хлобыстин. А галеристка Ольга Остерберг много работала с Гурьяновым после 2000 года и хорошо знакома с последним десятилетием его творчества.

Изготовители подделок совершенствуют свои методы, хотя встречаются и исключения. В мире поддельного искусства правда иногда звучит невероятнее лжи. Эмилия Кабакова рассказывает, что однажды к ней обратился некий галерист с просьбой проверить рисунок. Это была очевидная фальшивка. Кабакова захотела написать через весь рисунок слово «подделка». Галерист попросил разрешения сначала обсудить это со своими клиентами, которые, как выяснилось, были связаны с криминалом. Те заверили галериста, что ему не о чем беспокоиться: «Пусть уничтожит рисунок. Мы сделаем еще». 

Впервые текст опубликован в Russian Art Focus № 22

Материалы по теме
Просмотры: 2609
Популярные материалы
1
Я вижу все твои трещинки: пять шедевров в максимальном разрешении
Рембрандт, ван Эйк, Босх, Брейгель… Великие картины, которые теперь можно рассмотреть в невиданном ранее качестве.
23 октября 2020
2
Суздаль отдан под попечительство урбанистов и дизайнеров
«КБ Стрелка» разработала мастер-план, рассказывающий, как за десять лет привести город-памятник в порядок и при этом ничего не испортить.
26 октября 2020
3
Более 70 экспонатов на Музейном острове в Берлине пострадали от вандалов
Предметы из Пергамского музея, Старой национальной галереи и Нового музея облили чем-то жирным.
21 октября 2020
4
В Перу нашли гигантское изображение кошки возрастом около 2 тысяч лет
Не исключено, что это древнейший из известных на сегодняшний день геоглифов плато Наска.
21 октября 2020
5
Украденная более 20 лет назад картина Климта возвращается в музей
«Женский портрет» Густава Климта, обнаруженный в тайнике в стене Галереи Риччи Одди спустя 22 года после пропажи, возвращается в экспозицию.
21 октября 2020
6
Картину Бэнкси продали за $10 млн в прямом эфире
Работа «Покажи мне Моне» Бэнкси продана на аукционе, который транслировали в прямом эфире по телевизору.
22 октября 2020
7
В парке «Зарядье» играют в Пригова
Режиссер Александр Вартанов называет спектакль «Пригов. Азбуки» коллажем, в котором смешались реперформансы с повторением акций «Коллективных действий», архивные записи и живые декламации приговских текстов актерами Мастерской Брусникина.
21 октября 2020
8
Центр Помпиду чтит память основателя фовизма большой выставкой
Предыдущая экспозиция такого масштаба состоялась полвека назад в Гран-пале.
22 октября 2020
9
Одержимые печатью
Тиражная графика с точки зрения художников, технологов и зрителей.
23 октября 2020
10
ММОМА открыл выставку «Зазеркалье Павла Леонова»
На большой выставке в Московском музее современного искусства русский художник-самородок, один из самых известных отечественных примитивов, представлен как всеми уважаемый классик наивного искусства.
22 октября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru