18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Королевская академия художеств может продать «Мадонну Таддеи» Микеланджело

Некоторые из членов академии считают, что вместо сокращения почти половины рабочих мест следует рассмотреть возможность продажи «Мадонны Таддеи», стоимость которой оценивается в несколько сотен миллионов фунтов

Продажа знаменитого мраморного тондо «Мадонна Таддеи» Микеланджело из коллекции Королевской академии художеств обсуждается не впервые. Спустя 40 лет к этому вопросу на минувшей неделе вернулись вновь — на этот раз для возможного решения финансовых проблем, возникших из-за пандемии COVID-19.  

В 1978 году секретарь академии Сидни Хатчинсон писала в Drummonds Bank, где у институции к тому времени накопилась задолженность в £675 тыс.: «Строго конфиденциально сообщаю вам, что в случае, если официальная попытка получить субсидию от правительства провалится, я полагаю, у академии не будет другого выхода, кроме как продать тондо Микеланджело по его рыночной цене, то есть приблизительно за £6 млн».

Королеву, которая является попечительницей академии, тогда проинформировали: «Мы можем продать что-то из коллекции, но это скользкий путь. Единственный объект, способный решить наши проблемы [то есть тондо Микеланджело], многие считают национальным достоянием». Впоследствии Королевская академия отказалась от продажи, даже несмотря на то, что ей так и не удалось получить помощь от Художественного совета Англии.

Сегодня стоимость «Мадонны Таддеи» (которая называется так по имени заказчика) могла бы составить несколько сотен миллионов фунтов, в особенности после продажи в 2017 году «Спасителя мира» Леонардо да Винчи за $450 млн. Практически невозможно представить, что какой-либо из национальных музеев Великобритании сможет позволить себе такое приобретение, так что покупатель скульптуры, скорее всего, будет из-за рубежа.

Большой круглый рельеф Микеланджело, высеченный из мрамора в 1504–1505 годах, изображает Марию с младенцем Христом и Иоанном Крестителем. В 1830 году тондо передал в собрание Королевской академии сын коллекционера сэра Джорджа Бомонта, пожелавшего, чтобы к произведению «предоставили свободный доступ для всех художников».

Как сообщает Observer, на фоне прогнозируемого в этом году дефицита бюджета в £8 млн небольшая группа членов академии, «вероятно, будет настаивать на том, что институции следует продать тондо вместо того, чтобы сокращать рабочие места». Персонал академии предупредили, что увольнение ждет приблизительно половину сотрудников — около 150 человек.

Тем временем Королевская академия обратилась к Художественному совету Англии с просьбой предоставить ей в чрезвычайном порядке субсидию из суммы в £1,57 млрд, выделенной правительством на поддержку искусств. Ожидается, что организация даст ответ уже в ближайшее время, но даже очень щедрая помощь лишь частично облегчит положение академии, поскольку ее бюджет в очень значительной степени зависит от посетителей (число которых в минувшем году составило 1,25 млн человек).

Сообщается, что идея продать тондо «привела в ужас» президента Королевской академии Ребекку Солтер. Представительница институции говорит: «Королевская академия художеств не намерена продавать какие-либо вещи из своей коллекции. Для нас забота о выдающихся произведениях искусства — большая честь и ответственность. Наша обязанность — сохранить постоянную коллекцию, чтобы ею могли наслаждаться нынешние и будущие поколения».

В числе противников продажи — прогрессивный член академии Патрик Брилл, работающий под псевдонимом Боб и Роберта Смит. «Нельзя позволять олигархам и аукционистам растаскивать активы национальных коллекций, — говорит он. — Мы должны создать новый объединенный государственно-частный поток финансирования для сохранения рабочих мест. Если бы с этой целью устроили большую распродажу современного искусства, мы с коллегами с удовольствием пожертвовали бы для нее отличные произведения искусства».

Скорее всего, списание тондо из коллекции встретит сопротивление подавляющего большинства академиков. В общей сложности организация насчитывает 80 членов, которые собираются трижды в год. Судьба тондо будет обсуждаться на ближайшей встрече, назначенной на декабрь.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+