18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Земля и воля

№84
Материал из газеты

Короткая жизнь и яркий путь Паулы Модерзон-Беккер, художницы из Ворпсведе, в биографической книге «Быть здесь — уже чудо»

Открывая жизне­описание Паулы Модерзон-Беккер (1876–1907), созданное француженкой Мари Дарьесек, я стараюсь вспомнить свое знакомство с работами художницы. Помню ее «Автопортрет с веткой камелии» в Музее Фолькванг в Эссене, написанный в последний год жизни. Героиня картины явно стоит на пороге эпохи немецкого экспрессионизма — и в то же время камелия в ее руках намекает на парижские корни творчества. И Дарьесек называет ее «пузырьком между двумя столетиями», хрупким мостиком между импрессионизмом и кубизмом.

Паула Беккер родилась в Дрездене в семье инженера. Юные годы она провела в Бремене, где увлеклась живописью. Решающим событием стал семейный отпуск в Ворпсведе. В этой общине из ряда деревень к северо-востоку от Бремена с 1889 года существовала колония художников; основали ее Фриц Макензен, Отто Модерзон и Ханс ам Энде. Летописцем же Ворпсведе стал Райнер Мария Рильке, который нашел там себе жену — скульптора Клару Вестхофф.

Осенью 1898-го Паула поселилась в Ворпсведе и начала брать уроки у Макензена. Клара и Паула подружились, и Рильке даже называл их сестрами, а Клара позже вспоминала свою подругу: «Она поднимала голову, и выражение удовольствия словно поднималось на поверхность, а в ее глубоких темных глазах светились ум и радость». Паула пишет местных крестьян, в ее манере видна рука учителя — Макензена, но если его более интересовали сюжеты, то ее — люди. На групповой выставке 1899 года в Бремене критики поносили картины Беккер едва ли не теми же словами, что и борцы с «дегенеративным искусством» почти 40 лет спустя: «Ее работы оскорбляют немецких женщин и крестьянскую культуру… Безвкусная смесь цветов, идиотские фигуры, вырождающиеся больные дети, отребье». Паула уехала в Париж в поисках вдохновения и равновесия. Французский постимпрессионизм сильно ее впечатлил, и жизненный ритм Беккер стал напоминать маятник между Ворпсведе и Парижем.

Летом 1900 года случается перемена в женской ее судьбе. Она симпатизировала Отто Модерзону (1865–1943), одному из лидеров колонии («В его натуре мне слышится музыка, которой мне хочется аккомпанировать на своей маленькой скрипке»). Как раз тем летом умерла его жена Хелена, оставив Модерзона с двухлетней дочкой на руках. Уже 12 сентября произошла помолвка, а 25 мая 1901-го Паула и Отто обвенчались.

И вот здесь начинается история, до некоторой степени предвосхищенная Августом Стриндбергом в пьесе «Товарищи» (1888). Ее герои Аксель и Берта, семейная пара художников, живут и работают в Париже. Главная проблема пьесы: может ли Берта растить свой талант и хранить домашний очаг? Паула Модерзон-Беккер скоро столкнулась с теми же трудностями и поверяла дневнику свое смятение: «Брак не приносит счастья. В браке чувство непонимания только удваивается. Ведь вся моя жизнь до брака сводилась к поиску того места, где меня поймут. Не лучше ли в таком случае жить без этой иллюзии, лицом к лицу с истиной одиночества? Я пишу это в своей расходной книге, в пасхальное воскресенье 1902 года, на кухне, где готовлю жаркое из телятины».

Между тем Модерзон был первым и главным ценителем ее живописи, хотя он больше ориентировался на классиков, нежели на современников, особенно тех, кто делал тогда парижскую моду. Поэтому муж не только хвалил работы жены, но и критиковал их: «У нее безграничное чувство цвета, но манера письма кричащая. Она восхищается примитивистами. Ее краски великолепны, но форма, экспрессия! Руки похожи на черпаки, носы — на колосья, рты — на раны. Она все выпячивает».

Паула то трудилась в Ворпсведе, то сбегала от мужа и быта в ослепительный Париж. Стремление к свободе жизни и творчества ставит ее в один ряд с основательницами феминизма. Она написала первый в истории живописи автопортрет ню, а также автопортрет в состоянии беременности. Ее модели, девочки и женщины, кажутся непринужденными и откровенными, поскольку избавлены от взгляда художника-мужчины.

К сожалению, Паулу постигла именно женская трагическая судьба — смерть после родов. И почти сразу вслед за этим пришло признание ее заслуг. В 1908 году в Бремене состоялась персональная выставка, ее творчество пропагандировали муж Отто Модерзон и друг Бернхард Хётгер, а в 1927 году кофепромышленник Людвиг Розелиус открыл там же, в Бремене, дом-музей художницы. Возможно, главные слова о ней были сказаны соратником по художественной колонии Фрицем Овербеком в письме к Модерзону: «Мы в Ворпсведе, за исключением твоей жены, не создали ничего, чем могли бы гордиться». 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+