18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нидерланды все настойчивее расстаются с колониальным прошлым

В авангарде происходящих перемен — новая организация «Музеи признают цвет»

Общественное движение за культурные преобразования, зародившееся в Нидерландах задолго до массовых акций протеста против расизма, наконец получило институциональную поддержку. Недавно здешние музеи объединились в организацию под названием Musea Bekennen Kleur («Музеи признают цвет»), чья главная задача состоит в продвижении инклюзивности и многообразия. В числе первых в объединение вступили Рейксмузеум, Дом-музей Рембрандта, Музей ван Гога и Стеделейк-музей в Амстердаме, Музей ван Аббе в Эйндховене и Центральный музей в Утрехте.

Координатор проекта Асфа Бейнар, исследовательница и музейный педагог нидерландско-суринамского происхождения, рассказала, что уже к концу июня число его участников выросло до 26, а заявки еще 16 музеев находятся на рассмотрении.

Одновременно с созданием объединения в Доме-музее Рембрандта открылась выставка «Здесь. Чернокожие во времена Рембрандта» (до 6 сентября). Директор музея Лидевей де Куккук подчеркивает: «Самое главное — не выставки, а перестройка мышления в целом». Она сообщила, что нынешняя экспозиция готовилась на протяжении четырех лет и стала «плодом совместного творчества во всех отношениях». В частности, в работе над ней принимали участие два приглашенных куратора, два дизайнера, консультанты и инфлюенсеры, напрямую связанные с «сообществами, внимание которых мы хотим привлечь».

Прежде музеи тоже шли навстречу новым веяниям, но при этом «готовили выставки исключительно собственными силами», как отмечает Стефани Аркейнджел, которой принадлежит идея выставки в Доме-музее Рембрандта. «Вопрос в том, когда музеи будут готовы нанимать небелых кураторов в штат, в том числе на руководящие посты, чтобы у тех была возможность проводить настоящие перемены, — говорит Аркейнджел, занимающая должность младшего куратора в Рейксмузеуме. — Полагаю, что деколонизация институций не произойдет до тех пор, пока это не станет нормой».

В нидерландских музеях до сих пор заняты главным образом представители белого большинства. Недавно газета NRC про­анализировала личный состав 21 музея и обнаружила, что из 231 человека на «связанных с искусством управленческих должностях» лишь шестеро «происходят из среды эмигрантов из незападных стран». Это всего 2,6%, хотя этнические меньшинства составляют около 14% населения Нидерландов.

Директор Рейксмузеума Тако Диббитс рассказал газете NRC, что его институция специально привлекла к подготовке выставки «Рабство», запланированной на 2021 год, экспертов с африканскими корнями. Вместе с Аркейнджел в команду из четырех кураторов вошла Валика Смёлдерс, которая специализируется на истории рабства и ее репрезентации в музеях. В июле она возглавила исторический отдел Рейксмузеума. Кураторы строят нарратив выставки вокруг десятка исторических фигур, в числе которых и невольники, и рабовладельцы, и борцы против этой системы. Тексты для аудиогидов начитают люди, у которых есть «личная связь» с этими фигурами, что, по словам Смёлдерс, поможет посетителям «прочувствовать опыт рабства на эмоциональном, человеческом уровне».

Музеям современного искусства тоже приходится работать со специфическими лакунами и искажениями прошлого. В июне Стеделейк-музей пообещал «выявить и ликвидировать институциональный расизм». Он присоединился к сети Musea Bekennen Kleur, поскольку, по словам его директора Рейна Вольф­са, «эта проблема слишком важна, чтобы не искать сообща пути ее решения». В ближайшие четыре года музей направит не менее половины своего закупочного бюджета на приобретение произведений, созданных небелыми и незападными художниками. «Музеи отчаянно нуждаются в мерах, поддающихся количественной оценке», — говорит Вольфс. Он добавляет, что небелые сообщества должны иметь право голоса при принятии решений о расходах, иначе «новые произведения будут покупать все те же белые люди».

Обращение к сообществам играет ключевую роль во внедрении «структурных изменений», которые проводит София Эрнандес Чун Цуй, директор роттердамского Центра современного искусства, ранее носившего имя Витте де Вита. Возглавив эту институцию в январе 2018 года, она получила карт-бланш на смену названия, после того как художники и активисты настояли на том, что ассоциация с личностью вице-адмирала колониальной эпохи противоречит программе музея. Новое название институция должна получить в январе 2021 года после онлайн-опроса и серии открытых дебатов, которые состоятся уже в сентябре. По словам Эрнандес Чун Цуй, общественное мнение по-прежнему «поляризовано», однако она считает, что теперь, после долгих лет взращивания новой музейной аудитории, центр все-таки готов принять другое, коллективно выбранное название. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+