The Art Newspaper Russia
Поиск

Цвет, рождающий музыку времени

Книга Ричарда Верди, увенчавшая полвека исследований о Пуссене, концентрируется на палитре художника и особенностях его работы с формой. Автор, в частности, категорически отвергает версию о том, что его герой был посредственным колористом

Монография Ричарда Верди, ведущего специалиста по творчеству Никола Пуссена (1594–1665), выделяется оригинальным методом, и прежде всего формальным подходом в русле великой традиции Алоиза Ригля и Генриха Вёльфлина. Проницательный анализ композиций Пуссена основан на визуальных параллелях между разными картинами, представленными на одной странице или на развороте — фирменный признак книг издательства Reaktion Books.

Книга начинается с краткой биографии художника, охватывающей основные периоды его жизни. Вторая глава посвящена творческому процессу автора, изучению его подготовительных рисунков. В третьей главе сравниваются варианты одного и того же сюжета, изображенного живописцем в разные годы. Но самый впечатляющий раздел, который включает в себя сразу три главы, фокусируется на использовании Пуссеном цвета. Здесь Верди в подробностях анализирует оригинальную манеру художника. Тот ограничивал цветовую палитру, отдаляя ее от реальности и используя для достижения квазимузыкальной гармонии формы. Автор объясняет, что Пуссен обращался к чистым тонам и основным спектральным цветам, чтобы выделить элементы, формирующие сюжет. Он прибегал к мощному воздействию цвета на человеческий разум и нацеливал внимание зрителя в желаемом направлении.

В восьмой главе Верди углубляет анализ, показывая, что цвет у Пуссена тесно связан со смыслом и относительной важностью каждого персонажа; одновременно цвет придает эмоцию и поэтический смысл любой его работе. В итоге автор полностью отрицает распространенное мнение о том, что Пуссен будто бы был посредственным колористом. Две последующие главы посвящены пейзажу, очень важной области в исследованиях о Пуссене со времен Уильяма Хэзлитта. В нее Верди тоже вносит блестящий вклад, несмотря на некоторые разочарования. В частности, он видит в своем герое «прирожденного классициста», упускает из виду его ранние романтические картины с их чувственностью и свободой.

Затем Верди рассматривает Пуссена в контексте его времени, среди ведущих художников. Он отмечает важность для него фигур Аннибале Карраччи и Доменикино, а также неприятие им творчества Караваджо (что, пожалуй, преувеличено). Также автор сравнивает его с Рубенсом, который в последней трети XVII века, после смерти обоих художников, считался полной противоположностью Пуссена, — это был период спора о том, что важнее в живописи, цвет или рисунок. Верди подчеркивает глубинную связь формы в картинах Рубенса и Пуссена несмотря на то, что они кажутся столь разными. А две последние главы посвящены широкому обзору темы «Пуссен и будущие поколения». Линия прослеживается автором вплоть до Делакруа, Сезанна и Пикассо.

Это одна из самых значительных монографий о Пуссене со времен работы Энтони Бланта 1967 года. От утонченной прозы Верди получаешь наслаждение. Она поможет новому поколению открыть для себя Пуссена. Кто сумеет сделать первый шаг, навсегда будет очарован художественным миром этого человека, которого Верди справедливо считает величайшим живописцем Франции.

Материалы по теме
Просмотры: 1068
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
На ВДНХ за фальшстеной нашли горельеф
Композиция «Праздничный Ленинград» была найдена при реставрации павильона «Оптика».
14 сентября 2020
3
Мировые арт-ярмарки могут перенести еще на год
В первой половине 2020 года из-за пандемии продажи искусства упали на 36% и галереи были вынуждены сократить штат в среднем на треть. Оптимизм в отношении следующего года тоже тает на глазах.
14 сентября 2020
4
Строительство Большого Египетского музея завершается
Фараон Хеопс потратил 20 лет на строительство своей Великой пирамиды. С 2002 года, когда был объявлен архитектурный конкурс на новый музей, и до его открытия в следующем году пройдет как раз около двух десятилетий.
16 сентября 2020
5
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
6
Шедевры Мельникова в ожидании заботливых рук
В год 130-летия великого конструктивиста Музей архитектуры привлек внимание к четырем зданиям его авторства, состояние которых может вызывать те или иные опасения.
14 сентября 2020
7
Библиотека Хантингтона готова представить посветлевшего «Мальчика в голубом»
Реставрация картины заняла полтора года, а сопровождавшую ее небольшую выставку посетило более 200 тыс. человек, которые могли наблюдать за ходом работ.
15 сентября 2020
8
Абель Феррара: «Сибирь — это магическое и мистическое пространство»
Американский режиссер Абель Феррара приехал в Москву на премьеру своего фильма «Сибирь» в кинотеатре «Иллюзион», ставшую закрытием The Art Newspaper Russia FILM FESTIVAL. Он рассказал, что для него значит Сибирь и почему кино так похоже на сон
15 сентября 2020
9
Премия Кандинского присоединится к «Инновации» в Нижнем Новгороде
В 2021 году награждение премией станет частью празднования 800-летия города.
14 сентября 2020
10
Ретроспектива Хаяо Миядзаки станет первой выставкой в Музее Академии кинематографических искусств
Иммерсивная выставка погрузит посетителей в анимационные миры японского мультипликатора в новом музее, который строится в Лос-Анджелесе по проекту Ренцо Пьяно.
15 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru