18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL объявляет программу

The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL пройдет с 7 по 13 сентября в 4-й раз. Мы позволили себе немного выйти за рамки академической триады «архитектура — скульптура — живопись» и включить в программу фильмы о музыке и театре

Талантливые люди меняют наш мир в лучшую сторону. Может быть, поэтому нам хочется узнать о них больше. О том, в какую эпоху им пришлось работать, как складывались их личная жизнь и отношения с заказчиками, всегда ли понимали и ценили их современники и сколько стоят их произведения сейчас. Истории взлетов и падений, скандалов и триумфов волнуют и вызывают сочувствие. Знакомство с обстоятельствами жизни других людей многое объясняет и, кажется, делает их ближе нам. Но уже Пушкин предупреждал нас, что это иллюзия.

Авторы фильма «Тинторетто и новая Венеция» о великом венецианском живописце Якопо Робусти по прозвищу Тинторетто выбрали иной путь. Конечно, из фильма мы узнаем о некоторых подробностях его биографии, но гораздо интереснее то, что авторы и эксперты рассказывают о его творческом методе: как и для чего использовались глиняные фигурки-боцетти, что общего между художником XV века и голливудским режиссером века XXI и почему так важно увидеть работы Тинторетто в Венеции вживую — в тех интерьерах, для которых они предназначались. Его живопись поражала воображение современников, им восхищались Эль Греко и Эжен Делакруа, а Жан-Поль Сартр называл его первым кинорежиссером в истории искусства. С тех пор прошло 500 лет, и мы воспринимаем картины Тинторетто как классику — в музеях они представлены рядом с работами его учителя Тициана или его современников-венецианцев. Опытный глаз любителя живописи узнает индивидуальный стиль мастера, но современному зрителю, знакомому с импрессионизмом, экспрессионизмом и даже абстрактным экспрессионизмом, трудно представить себе, что когда-то эти работы воспринимались как вызов, а сам Тинторетто утверждал, что он «убил живопись».

Ничто не устаревает так быстро, как авангард. Но способность бросить вызов привычному взгляду в конечном итоге и делает художника классиком. Это тем вернее, чем решительнее и остроумнее он делает это. Марсель Дюшан (фильм «Марсель Дюшан: искусство возможного») бросил вызов музеям и художественным институтам и предложил заново определить произведение искусства. Это была попытка реструктуризации мыслительного процесса и отношений художника и зрителя. Дюшан делал вещи загадочные и простые, но за ними стояло огромное интеллектуальное усилие — а что может быть более раздражающим и одновременно привлекательным для зрителя? Реакция на работы Дюшана — лучшее подтверждение его собственного тезиса о том, что художник создает только половину произведения искусства, его вторая половина создается зрителем, тут все зависит от его интерпретации и от того, какое место в истории получит в итоге эта работа. Ожидая усилия от зрителя, Дюшан в то же время был требователен и к себе: «Я всегда вынуждал себя возражать себе самому, чтобы бороться с привычками собственного вкуса».

Младший современник Дюшана Ласло Мохой-Надь не так известен, но влияние его было не менее значительным — поскольку он преподавал сначала в знаменитом Баухаусе в Веймаре, а затем в Новом Баухаусе и Школе дизайна в Чикаго. Много лет спустя один из учеников цитировал его: «Ваше отношение и подход к работе важнее того, что вы собственно сделали; вам нужно сделать что-то для мира, но для вашего личного развития важно не то, что вы создатель этого объекта, а то, что вы создаете себя и живете иначе благодаря своей работе». Авторы ленты «Новый Баухаус: жизнь и наследие Ласло Мохой-Надя» не только рассказывают историю творческой личности, но и размышляют о том, как обогащает творческий процесс межкультурная коммуникация, насколько влияют на человека новые технологии и может ли дизайн изменить мир.

Из всех искусств именно архитектура меняет наш мир наиболее очевидным образом. Рядом с великими архитекторами всегда были не менее великие женщины — не только жены, но и коллеги. Как правило, они предпочитали оставаться в тени и скромно делать свою работу. Фильм «Городские мечтательницы» отдает дань заслугам четырех великих представительниц этой профессии, работа которых помогала сохранять и развивать города и создавать среду обитания для новых поколений.

Присутствие творческой личности уже меняет привычную среду обитания и имидж географической точки на карте мира — от Парижа и Нью-Йорка до Экс-ан-Прованса и острова Форё. Появление Теодора Курентзиса в Перми стало сенсацией в мире оперного искусства, но что-то пошло не так. Авторы фильма «Здесь пахнет ладаном» пытаются разобраться в том, как строились и почему расстроились отношения выдающегося музыканта с городом, где так и не построили новый музыкальный театр.

Тема отношений искусства и власти продолжается в бразильском фильме «Бурное море». Экономический кризис в стране привел к тому, что мэрия Рио-де-Жанейро объявила о закрытии городского театра. Начинается борьба за искусство, которая соединяется с борьбой за выживание. Балерины танцуют в обмен на продукты, музыканты ищут временные заработки, молодые таланты уезжают за границу. И хотя актеры и служащие театра ведут борьбу за свои права и рабочие места, на самом деле это сражение за будущее всего города: с закрытием театра он утрачивает часть своей истории и культуры.

Ностальгию по истории и культуре родного города у моря испытывают и герои фильма «К Николь». Но умение творчески подойти к ностальгии — особый талант, тем более что речь идет о жителях Одессы. Художник нашел остроумный способ самовыражения, а состоятельная заказчица получила картину с автографом любимого автора. Но у зрителей возникает вопрос о статусе произведения искусства.

Этот же вопрос возникает и в истории необычной персональной выставки, которую любящий сын устроил для мамы в фильме «Париж-1986». Можно ли считать произведениями искусства неудачные любительские снимки? Здесь мы почти возвращаемся к Дюшану и к вопросу о том, какую роль в создании произведения играет практика экспонирования и готовность зрителя к новым впечатлениям. В любом случае эта скромная попытка найти себя в искусстве изменила жизнь героев киноленты.

Встреча с прекрасным, знакомство с творческой личностью, даже на экране, открывает новые возможности и для зрителя. Мы надеемся, что фильмы этого года и их персонажи немного изменят если не вашу жизнь, то ваши представления об искусстве.

Следите за новостями, покупайте билеты онлайн на сайте фестиваля www.TANRFF.ru.

The ART Newspaper Russia FILM FEST

Garage Screen Музея современного искусства «Гараж»
Государственная Третьяковская галерея
Кинотеатр «Пионер»
Мультимедиа Арт Музей
Центр документального кино

7–13 сентября 2020

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+