18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Во славу Бэнкси и уличных художников

В прокат выходит фильм «Бэнкси. Расцвет нелегального искусства» — подробный рассказ о том, как безвестный бристольский граффитист стал всемирно знаменитым художником

Документальный фильм Элио Эскана «Бэнкси» с подзаголовком «Расцвет нелегального искусства» не раскроет тайны, и не надейтесь. Настоящего имени художника зрителям не назовут и лица его не покажут. Лишь мелькнет на фотографиях человек в капюшоне, но все, кому интересен Бэнкси, их уже видели. Да и вообще, вопрос, кто этот человек, подписывающийся знаменитым псевдонимом, и каков он внешне, интригует так давно, что ответ на него искать надоело.

Зато фильм подробно объясняет, что за художник Бэнкси, как начинал, что в разные годы делал, почему стал знаменитым и как избегает становиться частью мировой арт-индустрии. Старомодно выражаясь, этот фильм — творческая биография художника. Которого режиссер и уважает, и обожает — никакой критики, ни одного упрека, ни тени сомнения в правильности его решений и действий, ни слова об эксплуатации одних и тех же образов и приемов, никаких упоминаний о периодах сомнений и кризисов.

Хотя не все так просто, Бэнкси — звезда арт-мира, его работы продаются и перепродаются, поэтому он часть арт-рынка, который он может высмеять, но не победить. Фильм начинается и заканчивается потрясшими мир кадрами, когда 5 октября 2018 года на глазах участников торгов Sotheby’s самоуничтожилась только что проданная картина Бэнкси «Девочка с воздушным шаром». Эта акция самого автора картины была восхитительна, но остатки изображения в раме, ставшие уже другим произведением искусства с новым названием, все равно купили.

Забавно, что в фильме больше всего рассуждает о бескорыстии Бэнкси (разумном, конечно, только дурак отказывается от денег, которые сами идут в руки) Стив Лазаридис, долгое время бывший представителем и дилером художника. Гораздо искреннее и веселей о работе с Бэнкси рассказывают другие спикеры фильма, его соратники со времен бристольской молодости, художники Бен Айн и Алан Кет. Вот им веришь, что для граффитиста главное не деньги, а кайф от работы и доброе послание людям. Они с удовольствием вспоминают 1990-е годы, когда в Бристоле они действовали быстро и анонимно только потому, что на них охотилась полиция. И явно досадуют, что слава пришла к ним не после важной, глубоко гуманистической акции в Палестине, а когда их выставку посетили Брэд Питт и Анджелина Джоли. Слушая их, веришь, что Бэнкси — живой человек, веселый, дерзкий, умный, лучший среди художников стрит-арта, а не эффектный проект, созданный расчетливыми кукловодами.

Фильм, как и положено серьезному биографическому произведению, подробно рассказывает о предшественниках Бэнкси, о появившихся в 1970-х годах нью-йоркских граффитистах, подростках, для которых написать свое имя в вагоне метро или на остановке означало показать миру, что они существуют. За историю и теорию в фильме отвечает биограф Бэнкси Уилл Элсворт Джонс. Он вместе с режиссером формулирует главную идею фильма: Бэнкси — народный художник, проводник простых людей в мир искусства, он говорит с ними на понятном языке, отвечает на насущные для них вопросы, реагирует на волнующие их события. Возможно, они никогда бы не пришли в серьезные художественные музеи, если бы Бэнкси не веселил их там своими выходками. Конечно, простой народ не сразу понял, что уличные художники не вандалы, а выразители его чаяний, но в конце концов принял и полюбил Бэнкси и таких, как он. А вот галеристы и арт-критики долго в упор не видели в стрит-арте нового, передового, современного искусства.

Конечно, с этим можно было бы и поспорить, кажется, что арт-критики и галеристы все же больше любят, понимают и ценят произведения уличных художников, чем горожане, но зачем? Фильм «Бэнкси. Расцвет нелегального искусства» так интересно рассказывает о художниках, творящих на улицах, с такой любовью и пониманием показывает работы Бэнкси разных периодов, а они действительно замечательно умны и остроумны, что смотреть его — удовольствие. Редкий фильм с безупречно положительным главным героем и отсутствием конфликта в драматургии бывает удачным, но Эскану удалось снять такой.

Фильм «Бэнкси. Расцвет нелегального искусства» в российском прокате с 20 августа.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+