18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций

Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере

Двухлетнее расследование сенаторов Роба Портмана и Тома Карпера установило, что российские олигархи братья Аркадий и Борис Ротенберги в течение нескольких месяцев 2014 года приобрели в США произведения искусства на сумму более $18 млн уже после того, как на них были наложены санкции.

В опубликованном 150-страничном докладе арт-рынок называется «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США», и его составители пришли к выводу, что именно закрытость арт-рынка позволила Ротенбергам обойти наложенные правительством финансовые ограничения.

В докладе, подготовленном комитетом по внутренней безопасности и постоянным подкомитетом по расследованиям комитета Сената США по внутренней безопасности и государственным делам, также перечислен ряд шагов, которые рекомендуется предпринять для повышения прозрачности и государственного контроля над арт-рынком. В числе прочего авторы предлагают внести поправки в закон о банковской тайне и распространить его на фирмы, работающие с дорогостоящими произведениями искусства, и составить официальное руководство для аукционных домов и арт-дилеров.

Американские компании не имеют права осуществлять финансовые операции с людьми и организациями, на которых наложены правительственные санкции. Однако арт-дилеры при продаже произведений искусства не обязаны выяснять личность покупателей, и многие крупные сделки часто совершаются через посредников. Авторы доклада считают, что именно это и произошло в случае с братьями Ротенберг. Они наняли московского арт-консультанта Григория Бальцера, который приобретал произведения искусства в США через свою частную фирму на средства, происхождение которых прослеживается вплоть до компаний, связанных с Ротенбергами.

В докладе говорится, что с мая по ноябрь 2014 года Аркадий и Борис Ротенберги потратили на искусство более $18 млн, в том числе по меньшей мере $6,8 млн на дневных торгах импрессионизма и модернизма Sotheby’s в Нью-Йорке, приобретя 9 произведений, среди которых были работы Марка Шагала и Жоржа Брака, а также $7,5 млн на картину Рене Магритта, купленную у частного американского дилера.

По информации расследования, отношения между Ротенбергами и Бальцером длились много лет. В 2019 году Sotheby’s и Christie’s боролись за право выставить у себя «Мост II» Лионеля Фейнингера. Бальцер утверждает, что картина принадлежала его компании, зарегистрированной на Маршалловых островах, однако авторы доклада считают, что на самом деле собственниками произведения были Ротенберги. В борьбе за картину победил Sotheby’s, выставивший ее с эстимейтом $5 млн, но в конечном итоге лот пришлось снять с торгов из-за отсутствия потенциальных покупателей.

Аукционное агентство и сервис Baltzer опубликовал официальное заявление, в котором отрицает причастность к подобным сделкам. В нем говорится, что организация «внимательно следит за соблюдением всех законодательных норм и никогда не осуществляла транзакций, запрещенных какими-либо санкционными списками». Кроме того, «Baltzer может подтвердить, что ни фирма, ни Григорий Бальцер никогда никоим образом не представляли и не заключали никаких сделок с Борисом и Аркадием Ротенбергами. Baltzer решительно отвергает любые подозрения в обратном».

В ответ на вопрос об отношениях Sotheby’s с Ротенбергами представитель аукционного дома заявил, что «Sotheby’s предельно серьезно относится к борьбе с отмыванием денег и к санкционной политике Соединенных Штатов и добровольно принимал участие в расследовании подкомитета Сената».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+