18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм

В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века

Маурицио Кальвези, родившийся в 1927 году, входит в плеяду искусствоведов, получивших мировое признание, таких как Лионелло Вентури, Роберто Лонги или Джулио Карло Арган. Как и Вентури, преподававшего ему в Римском университете «Ла Сапиенца», Кальвези отличала удивительная для академического ученого широта интересов — от Пьеро делла Франческа, Альбрехта Дюрера, Караваджо и братьев Карраччи до футуризма и авангарда второй половины ХХ века.

В исследованиях, посвященных старому искусству, у Кальвези, как и у Лонги с Вентури, главное место занимал Караваджо, к которому он не раз возвращался за более чем полувековую карьеру. Собственно, с него он и начинал, защитив в 1949 году у Вентури дипломную работу, посвященную Симоне Петерцано, учителю Караваджо. Но если тот же Роберто Лонги остался в истории искусства прежде всего как первооткрыватель Караваджо, а Вентури — как автор блестящих эссе о художниках XIX века, от Франсиско Гойи до Гюстава Курбе, и об импрессионистах, то Кальвези отличался неожиданным выбором тем: увлекся, например, влиянием алхимии на искусство начиная с Возрождения и Дюрера до Марселя Дюшана, которому, к слову, посвятил целую монографию — «Неуловимый Дюшан. Конструкция символа» (1975). В кругу его постоянных научных интересов были и итальянское искусство первой половины ХХ века, и движение «Новеченто», и предшествовавшая ему «метафизическая живопись» Джорджо Де Кирико, которой он тоже посвятил не одну публикацию, в том числе монографию «Метафизика без секретов: от Де Кирико до Карра, от Моранди до Савинио» (1982).

Профессор ведущих итальянских университетов, с 1954 по 1997 год Маурицио Кальвези тесно сотрудничал с Венецианской биеннале, входя в ее жюри, а в 1984 и 1986 годах курировал ее департамент визуальных искусств. Он успел возглавить разные итальянские музеи, в том числе пинакотеки в Ферраре и Болонье, Национальную галерею современного искусства в Риме. В 1984 году основал авторитетный в художественном мире журнал Art e Dossier и оставался его директором до 1995 года. Еще с 1950-х стал активно выступать на страницах ведущих национальных газет и журналов вроде Corriere della Sera и L’Espresso как художественный критик, чутко и тонко реагируя на все новое, что появлялось в послевоенном искусстве, будь то абстракционизм, поп-арт, «бедное искусство» в 1960-е, концептуализм 1970-х или возвращение живописи в 1980-е. Он одним из первых подмечал среди молодых неоавангардистов тех, у кого, по его мнению, был большой потенциал. И не ошибался. Среди его фаворитов были Альберто Бурри, Яннис Кунеллис, Пьеро Мандзони, Пино Паскали, Марио Скифано — сегодня уже классики ХХ века.

И все же, не умаляя других заслуг Кальвези, история искусства ХХ века обязана ему прежде всего реабилитацией итальянского футуризма, который после Второй мировой войны воспринимался исключительно в связке с фашистским режимом Муссолини, и потому о нем предпочитали не вспоминать. Кальвези же был поклонником футуризма. Еще почти ребенком он попал в мастерскую Джакомо Баллы, которая располагалась в том же доме в Риме, где жило семейство будущего искусствоведа. Балла в 1941 году знакомит 14-летнего подростка с Филиппо Томмазо Маринетти, которому Кальвези прочел свои стихи. Вдохновленный похвалой гуру футуризма, юноша даже вошел в круг поэтов-футуристов. Поэзия осталась увлечением юности, а любовь к футуризму — на всю жизнь.

В 1953 году Кальвези организовал в Риме, в Палаццо делле Эспозициони первую послевоенную ретроспективу Умберто Боччони, считая этого рано ушедшего из жизни футуриста одной из ключевых фигур начала ХХ века. Выставка, вызвавшая  широкий отклик в обществе, стала поворотным пунктом в мировой реабилитации футуризма. В этом есть весомый вклад Кальвези, кропотливо изучавшего все, что имело отношение к футуризму, включая связи с европейским авангардом и русским футуризмом. Статьи и монографии искусствоведа не потеряли своей актуальности и сегодня. Последний фундаментальный труд Маурицио Кальвези — полный каталог-резоне наследия Умберто Боччони — вышел в 2016 году в издательстве Umberto Allemandi & C.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+