The Art Newspaper Russia
Поиск

Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм

В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века

Маурицио Кальвези, родившийся в 1927 году, входит в плеяду искусствоведов, получивших мировое признание, таких как Лионелло Вентури, Роберто Лонги или Джулио Карло Арган. Как и Вентури, преподававшего ему в Римском университете «Ла Сапиенца», Кальвези отличала удивительная для академического ученого широта интересов — от Пьеро делла Франческа, Альбрехта Дюрера, Караваджо и братьев Карраччи до футуризма и авангарда второй половины ХХ века.

В исследованиях, посвященных старому искусству, у Кальвези, как и у Лонги с Вентури, главное место занимал Караваджо, к которому он не раз возвращался за более чем полувековую карьеру. Собственно, с него он и начинал, защитив в 1949 году у Вентури дипломную работу, посвященную Симоне Петерцано, учителю Караваджо. Но если тот же Роберто Лонги остался в истории искусства прежде всего как первооткрыватель Караваджо, а Вентури — как автор блестящих эссе о художниках XIX века, от Франсиско Гойи до Гюстава Курбе, и об импрессионистах, то Кальвези отличался неожиданным выбором тем: увлекся, например, влиянием алхимии на искусство начиная с Возрождения и Дюрера до Марселя Дюшана, которому, к слову, посвятил целую монографию — «Неуловимый Дюшан. Конструкция символа» (1975). В кругу его постоянных научных интересов были и итальянское искусство первой половины ХХ века, и движение «Новеченто», и предшествовавшая ему «метафизическая живопись» Джорджо Де Кирико, которой он тоже посвятил не одну публикацию, в том числе монографию «Метафизика без секретов: от Де Кирико до Карра, от Моранди до Савинио» (1982).

Профессор ведущих итальянских университетов, с 1954 по 1997 год Маурицио Кальвези тесно сотрудничал с Венецианской биеннале, входя в ее жюри, а в 1984 и 1986 годах курировал ее департамент визуальных искусств. Он успел возглавить разные итальянские музеи, в том числе пинакотеки в Ферраре и Болонье, Национальную галерею современного искусства в Риме. В 1984 году основал авторитетный в художественном мире журнал Art e Dossier и оставался его директором до 1995 года. Еще с 1950-х стал активно выступать на страницах ведущих национальных газет и журналов вроде Corriere della Sera и L’Espresso как художественный критик, чутко и тонко реагируя на все новое, что появлялось в послевоенном искусстве, будь то абстракционизм, поп-арт, «бедное искусство» в 1960-е, концептуализм 1970-х или возвращение живописи в 1980-е. Он одним из первых подмечал среди молодых неоавангардистов тех, у кого, по его мнению, был большой потенциал. И не ошибался. Среди его фаворитов были Альберто Бурри, Яннис Кунеллис, Пьеро Мандзони, Пино Паскали, Марио Скифано — сегодня уже классики ХХ века.

И все же, не умаляя других заслуг Кальвези, история искусства ХХ века обязана ему прежде всего реабилитацией итальянского футуризма, который после Второй мировой войны воспринимался исключительно в связке с фашистским режимом Муссолини, и потому о нем предпочитали не вспоминать. Кальвези же был поклонником футуризма. Еще почти ребенком он попал в мастерскую Джакомо Баллы, которая располагалась в том же доме в Риме, где жило семейство будущего искусствоведа. Балла в 1941 году знакомит 14-летнего подростка с Филиппо Томмазо Маринетти, которому Кальвези прочел свои стихи. Вдохновленный похвалой гуру футуризма, юноша даже вошел в круг поэтов-футуристов. Поэзия осталась увлечением юности, а любовь к футуризму — на всю жизнь.

В 1953 году Кальвези организовал в Риме, в Палаццо делле Эспозициони первую послевоенную ретроспективу Умберто Боччони, считая этого рано ушедшего из жизни футуриста одной из ключевых фигур начала ХХ века. Выставка, вызвавшая  широкий отклик в обществе, стала поворотным пунктом в мировой реабилитации футуризма. В этом есть весомый вклад Кальвези, кропотливо изучавшего все, что имело отношение к футуризму, включая связи с европейским авангардом и русским футуризмом. Статьи и монографии искусствоведа не потеряли своей актуальности и сегодня. Последний фундаментальный труд Маурицио Кальвези — полный каталог-резоне наследия Умберто Боччони — вышел в 2016 году в издательстве Umberto Allemandi & C.

Просмотры: 1242
Популярные материалы
1
Nemoskva: оптимистическая трагедия
В санкт-петербургском Манеже 8 августа откроется выставка «Немосква не за горами». И это отличный повод съездить в город на Неве.
07 августа 2020
2
Эдвард Хоппер: мечта и меланхолия
Популярнейшего американского художника знают, без преувеличения, во всем мире. Но в России его выставок не было, а биография вышла у нас впервые.
07 августа 2020
3
Зачем музеи приглашают селебрити
Рассказываем о набирающей обороты тенденции приглашать знаменитостей для промоутирования коллекций и выставок и размышляем, зачем это нужно музеям.
10 августа 2020
4
Турист, сломавший ногу скульптуре Кановы, сдался полиции
Итальянский суд может предъявить обвинение вандалу, отломившему пальцы на ноге гипсовой модели скульптуры Полины Бонапарт.
06 августа 2020
5
Германия увеличила бюджет на покупку искусства с €500 тыс. до €3 млн
Правительство планирует приобрести 150 произведений и таким образом помочь художникам и галереям преодолеть экономические трудности, связанные с пандемией коронавируса.
06 августа 2020
6
До самых до окраин
Большая музейная четверка — Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Русский музей и Третьяковская галерея — последовательно открывает в российских регионах филиал за филиалом.
06 августа 2020
7
Иван Цветков: верный поклонник русской школы
Третьяковка показывает выставку произведений из дореволюционной коллекции Цветкова с «Золотошвейкой» Тропинина, эскизами Сурикова к «Утру стрелецкой казни» и этюдом Васнецова к «Богатырям», которые теперь входят в музейное собрание.
07 августа 2020
8
Караваджо и Бернини гостят на выставке Рейксмузеума «Барокко в Риме»
Среди главных экспонатов — знаменитые полотна «Нарцисс у ручья» и «Мальчик, укушенный ящерицей» Караваджо, а также скульптура Бернини «Дети, дразнящие фавна».
06 августа 2020
9
Ива Бувье подозревают в неуплате налогов с продаж искусства на сумму в £276 млн
Федеральный уголовный суд Швейцарии постановил раскрыть документы, которые могут поставить под сомнение факт, что арт-дилер полностью декларировал доходы от сделок по продаже искусства коллекционеру Дмитрию Рыболовлеву.
06 августа 2020
10
Дачу Пастернака отреставрируют
Здание приведут в порядок и приспособят к современному использованию в ближайшее время.
10 августа 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru