18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Венецианская биеннале вспоминает 125 беспокойных лет своей истории

Выставка «Взволнованные музы» в Центральном павильоне в Джардини посвящена сложным и напряженным эпизодам в истории биеннале и объединяет все шесть видов искусства, которые она представляет

Свое 125-летие Венецианская биеннале отмечает выставкой «Взволнованные музы. Когда Биеннале встречается с Историей» (29 августа — 8 декабря). В конце августа в Центральном павильоне в садах Джардини откроется большая экспозиция архивных материалов, посвященная сложным и напряженным эпизодам в истории биеннале и объединяющая все шесть видов искусства, которые она представляет: изобразительное искусство, архитектуру, кино, танец, музыку и театр.

На сегодняшний день архив Венецианской биеннале (Исторический архив современных искусств, он же ASAC), основанный в 1928 году, занимает две площадки. С 2008 года большая часть архива находится в венецианском Парке науки и технологии VEGA в индустриальной зоне Порто-Маргера; здесь хранятся тысячи плакатов, фильмов и документов, связанных со всеми биеннале, проходившими в городе. Вторая площадка — библиотека Венецианской биеннале, открывшаяся в Центральном павильоне в Джардини в 2009 году. «Это одна из самых выдающихся в Италии библиотек, посвященных современному искусству. В ее фондах хранится 157 тыс. книг и 3 тыс. периодических изданий», — рассказывает представитель Венецианской биеннале.

«Впервые в истории художественные директора шести направлений совместно погрузились в уникальные материалы, собранные в архиве биеннале и в других архивах и коллекциях, чтобы исследовать точки пересечения истории биеннале и мировой истории», — говорят организаторы. Руководителем проекта, приуроченного к 125-летию международной выставки, стала Чечилия Алемани, художественный директор Венецианской биеннале современного искусства 2022 года. Экспозиция расположится в шести залах, каждый из которых будет посвящен отдельной теме (например, «Годы фашизма. 1928–1945», «Холодная война: новые мировые порядки. 1948–1964» и «1990-е и начало глобализации»).

Как рассказывают организаторы выставки, первая половина ХХ века стала эпохой, когда «биеннале посещали монархи, диктаторы, главы государств и революционеры»; в частности, в 1934 году на Венецианской биеннале побывал Адольф Гитлер. В разделе, посвященном периоду холодной войны, кураторы уделят особое внимание значительному вкладу Пегги Гуггенхайм, покровительницы искусств. Так, в 1948 году она привезла на Венецианскую биеннале 136 произведений, экспонировавшихся в павильоне Греции. «Это был не только европейский дебют Джексона Поллока, но и первое появление за пределами США нового поколения американских художников, в том числе Уильяма Базиотиса, Марка Ротко и Клиффорда Стилла», — говорится на сайте музея «Коллекция Пегги Гуггенхайм».

Одно из центральных мест в разделе, посвященном 1990-м годам, уделено инсталляции Ханса Хааке 1993 года, когда в павильоне Германии художник разбил пол на куски и зрители были вынуждены ходить по обломкам. В условиях нынешнего подъема крайне правой идеологии эта работа Хааке служит примером сопротивления современности — так считает директор коллекции зарубежного искусства Тейт Грегор Мьюир (о важности этой инсталляции он писал в прошлом году специально для ярмарки Frieze).

Однако Роза Мартинес, курировавшая Венецианскую биеннале 2005 года совместно с Марией де Корраль, говорит: «Если бы мне поручили подготовить обзор истории Венецианской биеннале, я, вне всяких сомнений, постаралась бы уйти от классической хронологической разбивки на периоды… а бросающийся в глаза пропуск последних двух десятилетий не оставляет надежды на объективный анализ того, как конструируются власть и смыслы».

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+