18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Национальная портретная галерея отправит свой «семейный альбом» в турне

Сотни работ планируется отправить из Лондона на время трехлетней реконструкции, которая обойдется в £35,5 млн и уже вызывает споры

Тюдоры, при дворе которых были заложены основы британской портретной живописи, тоже войдут в перечень персонажей, чьи портреты покидают Национальную портретную галерею (NPG) в Лондоне в преддверии реновации. С 29 июня музей закрывается на ремонт и распахнет двери только весной 2023 года.

Великое переселение

Графический портрет Генриха VIII в натуральную величину работы Ганса Гольбейна Младшего переезжает в расположенную по соседству Национальную галерею, где «как минимум года два» будет висеть рядом с «Послами» того же автора, сообщает директор NPG Николас Каллинан. Квинс-Хаусу в Гринвиче достался портрет королевы Елизаветы I «Непобедимая Армада», а рядом, в Национальном морском музее, с апреля демонстрируются портреты британских монархов, охватывающие пять династий. Обе выставки продлятся до 31 августа, а затем отправятся в Токио. Еще одна гастролирующая выставка в июне уедет в австралийскую Национальную портретную галерею в Канберре. Как минимум 300 портретов на протяжении года будут пережидать реконструкцию в британской провинции, в частности в Йоркской художественной галерее, Шотландской национальной портретной галерее, а также в Ковентри. NPG рассматривает еще около 30 запросов от других государственных музеев.

Это беспрецедентное турне для коллекции, которая позиционируется как «семейный альбом нации», пожалуй, единственная отдушина на фоне непростого решения закрыть лондонскую галерею целиком. Ее реконструкция обойдется в £35,5 млн, рассказал Каллинан The Art Newspaper в совместном интервью с архитектором проекта Джейми Фобертом. «Никто из нас не хочет закрываться, потому что наша задача — управлять музеем, открытым для публики, — говорит Каллинан. — Зато мы можем познакомить с нашей коллекцией всю страну».

Большие государственные музеи Великобритании во время серьезных реноваций закрываются частично, но Фоберт считает, что в «крошечной» Национальной портретной галерее «почти невозможно» отгородить работающие залы от зоны ремонтных работ. По словам Каллинана, вариант постепенной реновации одного этажа за другим отмели как слишком дорогой и создающий помехи для посетителей, но «решающим фактором» стало то, что он был небезопасен для коллекции.

Не больше, но лучше

Камерный формат NPG был предусмотрен еще при ее зарождении в 1856 году, когда парламент одобрил предложение Филипа Стэнхоупа, четвертого графа Честерфилда, создать британскую галерею, вдохновленную небольшим портретным залом в Версале. Спустя 40 лет коллекция обосновалась в особняке, построенном по проекту Юэна Кристиана и примыкающем к зданию Национальной галереи. По словам Каллинана, после двух расширений — в 1930-е и 1990-е годы — расти ей просто некуда: места больше нет. «Поэтому нужно научиться извлекать максимум из того, что имеем».
Архитектор Фоберт считает, что его замысел позволит «заново открыть красоту оригинального здания Кристиана». Перепланировкой он хочет освежить «слишком величественный» экстерьер, разблокировав множество закрытых окон и создав новый, просторный вход с севера. Обветшавший образовательный центр увеличится вдвое — он расширится в сад, который разобьют в световом колодце.

С северной стороны появятся пандус и раздвижные стеклянные двери, ведущие к залам постоянных коллекций со свободным входом. Сейчас на первом этаже часто проходят выставки, на которые нужно покупать билеты, — директор сравнивает их с «пейволлом» (системой платной подписки на все или отдельные материалы сайтов), отсеивающим посетителей на первых же шагах. Благодаря реконструкции будет отделен расположенный в мезонине сувенирный магазин, объединятся основные ряды выставочных галерей, а небольшое пространство для временных экспозиций переедет на второй этаж.

Посетителей ждут новые, разнообразные маршруты по коллекции портретов, охватывающей более 600 лет, заверяет архитектор Джейми Фоберт. Тюдоры останутся на третьем этаже, а викторианцы — на втором, но появится и третий променад в восточном крыле (обосновавшиеся здесь в 1990-е годы административные помещения переделают обратно в музейные залы). Новое крыло будет посвящено послевоенному и современному периоду в искусстве, в нынешней экспозиции представленному, по мнению руководителя музея, чересчур сжато. 

Как сообщил Каллинан, кураторы разработали план «полной перевески» примерно тысячи экспонатов. Также будет переписана «каждая этикетка», чтобы тексты передавали «дух истории, а не только факты из биографий». Общая выставочная площадь постоянной коллекции после реконструкции увеличится с 2248 кв. м до 2487 кв. м. 

«Проект потрясающий, но без трудностей не обойдется. Перемены никогда не давались легко, — говорит директор галереи, — но они того стоят, потому что музей действительно станет сильнее и лучше». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+