18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Марина Лошак: «Для нас важно, чтобы посетители чувствовали себя свободными, а не арестантами»

Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала, как музей готовится к открытию для публики после коронавирусного карантина. Ожидается, что это произойдет 10 июля

Министерство культуры назначило Пушкинский первым музеем, где будет опробован новый, посткарантинный, режим работы. Оно дало вам какие-то рекомендации?

Мы работали и работаем совместно с Министерством культуры, чтобы создать новые протоколы музейной жизни. И с самого начала нашего ухода из жизни в «не жизнь» мы стали думать, как открываться. Очень много советовались с зарубежными коллегами. Мы разослали список вопросов директорам музеев, кураторам, историкам искусства, журналистам, которые пишут об искусстве, — всем, чье мнение для нас важно, чтобы с их помощью выстроить видение ситуации с открытием. Потом стали отслеживать, как ситуация развивается в уже открывшихся музеях. Первыми были немцы — мы связались с ними, получили от них подробный план их действий со всеми инфографиками, схемами движения. Потом нашли сталкеров в странах, где эти музеи открылись, и они писали нам свои впечатления как зрители. Все находятся в поле эксперимента, все стараются сделать так, чтобы посетителям было и удобно, и безопасно. Везде что-то получается, что-то нет. Многое зависит от того, какой это музей, — пока открылись в основном маленькие. При этом важно, что протокол запретов у всех общий, и у всех много сложностей.

Люди пошли в открывшиеся музеи?

Пошли, но спокойно. У немцев посетителей немного, у французов несколько больше. Народ в музеи не бросился, как я думала: вот откроемся и заживем бурной жизнью. Сейчас все напуганы.

Вы примерили на себя зарубежный опыт — и как он вам подошел?

Это очень условная примерка. У каждого свой путь, своя архитектура здания. У нас она крайне сложная. Но мы отправили наш протокол в департамент музеев Министерства культуры, и была организована встреча с директорами крупнейших федеральных музеев, чтобы выработать общую позицию. Потом мы подумали, что хорошо бы, чтобы подразделения музеев создали платформы для коммуникации, для совместной выработки решений. И такая работа ведется. Так что музеи активно общаются. Но у нас остались наши собственные черти, свои сложности.

А в чем они?

Нам трудно разводить потоки, у нас нет подходящей для этого системы входа и выхода. Мы предполагаем, что все будут входить через главный вход, а выходить через служебный подъезд, и там мы будем следить, чтобы люди сохраняли дистанцию. Все сотрудники будут входить и выходить через отдельный подъезд с обратной стороны здания. И дальше все как полагается: онлайн-билеты по сеансам, перерывы между посещениями, разметка на входе — где стоять и в каком направлении двигаться, то же самое в залах. На всякий случай мы оставляем одну кассу, где можно будет купить билеты. Смотрители будут работать только допустимого возраста. Тех, кто старше, пока держим по домам.

То есть вы не уволили смотрителей старше 65 лет?

Не уволили и постараемся не допустить этого. Сейчас трудно строить планы, ситуация меняется, и, может быть, к середине июля она будет менее тревожной. У нас есть четыре направления действий: навигация, дистанция, защитные средства (маски и перчатки можно будет купить по закупочной цене в музейных магазинах, если кто-то придет без них) и минимизация тактильных контактов. Мы хотим заменить ручные сканеры на стационарные, чтобы посетители могли сами сканировать свои билеты. Оставим открытыми максимальное количество дверей, но двери на вход в Галерею западного искусства будут закрыты, так как они сохраняют климат внутри. Поставим около них охранников, они будут открывать двери каждому посетителю. Аудиогидов и экскурсий первое время не будет. Но, если ситуация с эпидемией улучшится, может быть, сделаем экскурсии для семей, проживающих вместе, — такая практика есть в европейских музеях. Для нас важно не зажать посетителей, чтобы они чувствовали себя свободными, а не арестантами.

Откроетесь уже стоящими выставками?

Да, люди увидят выставки, которые смотрели только онлайн, — рисунков «От Дюрера до Матисса» и «Тату». Очевидно, мы будем увеличивать часы работы музея, чтобы все успели их посмотреть.

А можно спросить, есть ли у вас особенная маска для вернисажей?

Да, у меня есть исключительно красивый набор масок. Мы подготовили очень красивые маски на основе нашей японской коллекции, их можно купить в интернет-магазине.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+