The Art Newspaper Russia
Поиск

Снимки — не то, чем кажутся

«Фотография как современное искусство» — первое русскоязычное издание книги англичанки Шарлотты Коттон, много лет исследующей историю светописи

Заглавие книги определяет ее содержание: автор педантично выясняет, что же такое фотография в контексте современного искусства. И делает это всегда на конкретных примерах. Анализируя, скажем, работу Кристофера Уильямса, где запечатлены искусственные початки кукурузы и трехфокусный направленный отражатель Kodak, Шарлотта Коттон взламывает символическую систему мастера и показывает взаимоотношения между образами, в итоге сводя их к простейшим формам.
Автор предпочитает распределять фотографов по главам — в соответствии со схожестью творческого подхода и замысла. По словам Коттон, это позволяет сначала разобрать идеи, на которых стоит современное искусство фотографии, и только затем перейти к примерам их реализации. «Современная художественная фотография — это не столько использование уже существующей, безотказно работающей визуальной технологии, сколько сознательный выбор на каждой стадии этого процесса».

У Коттон работы одного и того же автора могут попадать в разные тематические категории. Так, постановочные снимки канадца Джеффа Уолла включены сразу в два раздела. Черно-белая фотография «Прохожий» (1996) открывает главу, посвященную роли сюжетов в современном фотоискусстве, а «Диагональная композиция» (2000) отнесена к главе, рассказывающей, как обыденные предметы способны порождать в воображении зрителя невероятные нарративы. Коттон рассказывает также о сдвиге контекста, в котором сегодня существует фотография. Это касается в первую очередь документальной съемки, ставшей частью сложных взаимоотношений коммерческой модной фотографии с миром искусства.
В главе «Исторические моменты» сопоставлены Мартин Парр и Люк Делае — как художники, использующие противоположные подходы. Серия Парра «Очевидность» (1998) при таком намеренном столкновении представляет собой визуально демократическое решение: предметы сняты крупным планом в насыщенной цветовой гамме вне зависимости от того, что попало в объектив. А вот «История» (2001) Делае, снятая в панорамном формате, демонстрирует основательность и монументальность. Особую роль в придуманном соревновании начинают играть выбранные темы.

Коттон приводит ключевые пункты постмодернистской парадигмы, в которой и поныне пребывает современная фотография: «С момента появления самых первых фотографий вся деятельность фотографов происходила и понималась в связи и в сравнении с работами предшественников. В зависимости от конкретного случая другие фотографии превращались в препятствия, которые нужно преодолеть, стандарты, до которых нужно дотянуться, и дискурсы, которые нужно оспорить». 

Просмотры: 1077
Популярные материалы
1
Каких средств и усилий стоит продлить выставку
Музеи России планируют скоро открыться после карантина, и многие с теми же выставками, с которыми закрылись. Кураторы рассказали нам о проблемах продления проектов, человеческом факторе и вопросах финансов.
02 июня 2020
2
Трудное детство
В День защиты детей вспомним, что не всё с детьми просто — и в жизни, и в живописи. Дети не только ангелы, но и драчуны, лгуны и проказники.
01 июня 2020
3
Марина Лошак: «Для нас важно, чтобы посетители чувствовали себя свободными, а не арестантами»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала, как музей готовится к открытию для публики после коронавирусного карантина. Ожидается, что это произойдет 10 июля.
03 июня 2020
4
Христо умер, не увидев своей последней работы
Христо, прославившийся вместе с женой Жанной-Клод грандиозными инсталляциями — упаковками островов и зданий, скончался в Нью-Йорке в возрасте 84 лет «по естественным причинам».
01 июня 2020
5
Лувр — Абу-Даби заговорил нечеловеческим голосом, но по-русски
Российский диджей Нина Кравиц озвучила робота-экскурсовода в новом проекте Лувра — Абу-Даби «Мы не одиноки». Научно-фантастический видеофильм о будущем с участием мировых знаменитостей можно увидеть на сайте музея.
01 июня 2020
6
Полотно Айвазовского стало самым дорогим лотом, проданным Sotheby’s онлайн
Аукционный дом Sotheby’s провел онлайн-торги русским искусством, лидером которых стало полотно Ивана Айвазовского «Неаполитанский залив», приобретенное за £2,3 млн.
04 июня 2020
7
Директор Галереи Уффици предложил передать религиозное искусство из музеев в церкви
Поскольку множество итальянских церквей находится в ведении государственного Фонда религиозных зданий, юридическое оформление такой передачи будет простым: работы просто переведут из одного государственного ведомства в другое.
04 июня 2020
8
Павлу Никонову — 90!
Третьяковка 27 сентября откроет выставку «Никоновы. Три художника». По случаю юбилея Павла Никонова мы поговорили с его учениками и узнали о любимой фразе мастера и о том, что значит «подложить под себя динамит».
03 июня 2020
9
Французские музеи поделились планами поэтапного открытия в июне и июле
Лувр собирается открыться 6 июля с соблюдением норм социального дистанцирования и с доступом к ограниченному выставочному пространству.
03 июня 2020
10
«Подсолнухи» ван Гога из-за карантина не вернутся в Лондон почти год
Лондонцам придется ждать возвращения 60 шедевров Национальной галереи еще дольше, чем планировалось.
02 июня 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru