The Art Newspaper Russia
Поиск

Оставайтесь дома! Мировые музеи идут к вам

Предлагаем обзор лучших музейных интернет-ресурсов: свободный доступ к оцифрованным коллекциям, виртуальные туры и видео кураторских экскурсий, и даже возможности дополненной реальности

Современные музеи оказались хорошо подготовлены к переходу в интернет. Случись подобная пандемия лет десять назад, наши возможности виртуально прогуляться по Лувру, Прадо или Метрополитен-музею были бы гораздо скромнее. Зато сейчас люди, запертые в своих домах в разных концах света, могут в полной мере оценить то, над чем годами работали музейные диджитал-отделы. Все мы мечтаем снова встретиться с родными и друзьями, сходить в кафе, погулять в парке, съездить в отпуск или посмотреть наконец-то многочисленные выставки, приостановленные из-за пандемии. Однако даже виртуальное путешествие может здорово скрасить самоизоляцию.

Google Art Project: полторы тысячи музеев в мельчайших деталях

Настоящий прорыв в деле музейной «цифровизации» стал возможен благодаря интернет-платформе Google Art Project, запущенной в 2011 году. Начиналось все с 17 музеев — сейчас с проектом сотрудничает более 1,5 тыс. институций из 70 стран. Среди участников — почти все крупнейшие музеи мира, в том числе нью-йоркские Музей современного искусства (MoMA) и Метрополитен, венский Музей истории искусства, лондонские Национальная галерея и Тейт, дрезденская Картинная галерея, парижские Орсе и Оранжери, амстердамский Рейксмузеум, петербургские Эрмитаж и Русский музей, а также многие-многие другие. Основная задача интернет-платформы — предоставить пользователям доступ к фотографиям произведений из собраний музеев в высоком разрешении.

Макрофотографии, благодаря которым можно рассмотреть, например, мельчайшие детали картины, сопровождаются коротким рассказом о произведении. Понятно, что живое впечатление такой осмотр заменить не может, но все же возможность подряд посмотреть, к примеру, все сохранившиеся до наших дней картины Яна Вермеера (это 34 работы, разбросанные по музеям и частным коллекциям в разных концах света) — головокружительный опыт, ведь ни на какую выставку-блокбастер собрать их вместе не удастся. В то же время — и это прежде всего применимо к искусству старых мастеров — ни на одной выставке не получится рассмотреть произведения так подробно (автор статьи на полчаса завис, разглядывая дальние планы «Жатвы» Питера Брейгеля Старшего из Метрополитен-музея).

Прогулки по дворцу в Синтре и храмам Мамаллапурама

Одновременно у многих музеев можно воспользоваться функцией «Просмотр улиц», хорошо знакомой пользователям Google-карт. Она позволяет быстро перейти от режима просмотра репродукции в виртуальный зал музея, где висит работа, понять, какие произведения ее окружают, и начать изучать уже их. Такая прогулка по музейным залам особенно ценна, когда и сам музей — признанный шедевр архитектуры ХХ века, как в случае со зданием Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, построенным по проекту Фрэнка Ллойда Райта.

А еще с помощью «Виртуальных туров» Google Art Project можно посмотреть интерьеры Национального дворца Синтры в Португалии или, что более экзотично, оценить мастерство индийских резчиков, создававших знаменитые рельефы в храмах Мамаллапурама.

В разделе «Панорамные видео» можно за три минуты виртуально обойти величественные развалины Пальмиры еще до варварского разрушения памятника древнеримской архитектуры террористической группировкой «Исламское государство», запрещенной в России организацией. Видео подготовлено в 2016 году Объединением национальных музеев Франции (RMN) к выставке «Непреходящее наследие» в Гран-пале. Или, воспользовавшись той же функцией, можно попасть внутрь картины «Падение мятежных ангелов» Питера Брейгеля Старшего, хранящейся в брюссельских Королевских музеях изящных искусств. С помощью анимации ангелы оживают и двигаются — кого-то такое обращение с мировыми шедеврами может шокировать, но многих развлечет и увлечет.

Ну и, конечно, широко распространен жанр тематических онлайн-экскурсий. На платформе Google это больше всего похоже на электронные альбомы по искусству или каталоги выставок: листаешь страницы с картинками, читаешь тексты.

Смотрим выставки-блокбастеры: Рафаэль в Риме и ван Эйк в Генте

Впрочем, не Google’ом единым. Все музеи развивают собственные сайты, занимаются оцифровкой коллекций и предлагают виртуальные прогулки по своим залам. Кстати, из «великих» от сотрудничества с Google отказался, например, Лувр, но на сайте самого музея можно найти около 35 тыс. оцифрованных произведений из его коллекции. Однако кроме онлайн-галереи, к тому же оформленной в виде довольно примитивной «листалки» с описаниями, разжиться на сайте Лувра виртуальному посетителю особенно нечем: ни виртуальных туров по залам, ни даже видеоэкскурсий по выставкам-блокбастерам вроде прошедшей осенью 2019 года ретроспективы Леонардо да Винчи тут не найти. Абсурдно, конечно, но в Лувре словно боятся, что если они будут выдавать много контента в интернет, то сократится число живых посетителей.

Другие музеи куда щедрее, особенно сейчас, когда сайт и соцсети, по сути, единственная форма коммуникации с аудиторией, а множество выставок, столь тщательно подготовленных, остались без зрителя. Чаще всего музеи записывают видеоэкскурсии, а записи размещают на хостинге YouTube. Именно так можно посмотреть, например, благодаря VISITFLANDERS выставку Яна ван Эйка в Генте с ее сокуратором Тилль-Хольгером Борхертом (26 минут, русские субтитры). Или экспозицию Рафаэля в Риме на канале выставочного зала Папских конюшен — Скудерие дель Квиринале (13 минут, только на итальянском). Кое-кто сейчас делает упор на разработанные специально для сайта онлайн-экспозиции, а точнее, тематические подборки экспонатов из собрания музея с комментариями. Например, на сайте флорентийской Галереи Уффици есть специальная пасхальная выставка.

Среди всего этого разнообразия хочется отметить три музея, которые предложили самые необычные форматы онлайн-посещения.

Дополненная реальность в Альбертине

Венский музей уже некоторое время сотрудничает с разработчиками приложения Artivive, использующего технологию дополненной реальности. Ранее специальный цифровой контент был создан для выставки Film Stills, а также для постоянной экспозиции «От Моне до Пикассо. Коллекция Батлинера». Посетители музея могли установить в смартфон приложение Artivive и получить своеобразный аудиогид «со спецэффектами». Теперь аналогичная опция появилась и на сайте Альбертины: достаточно скачать приложение, навести смартфон на репродукции картин на сайте проекта — и можно наблюдать, как произведения Дюрера, ван Гога или Шагала начнут оживать на экране гаджета. Одновременно с рассказом о картине можно наблюдать процесс работы художника: как из точек постепенно проявляется пейзаж Поля Синьяка, а несколько линий складываются в портрет молодой девушки кисти Алексея Явленского. Или наконец рассмотреть при многократном увеличении изображение интерьера мастерской художника, которое отражается в глазу знаменитого дюреровского кролика, и многое другое.

Метрополитен-музей на 360°

Хотя цифровой проект The Met 360°, состоящий из шести коротких видео, позволяющих рассмотреть самые знаменитые и важные залы и филиалы музея с необычных ракурсов, был запущен в 2016 году, повышенного внимания он удостоился именно сейчас. По сути, это круговая панорама, поэтому при просмотре изображение можно вращать во все стороны. Таким образом попадаешь в величественный входной зал музея на Пятой авеню, в воссозданный в нью-йоркском районе Вашингтон-Хайтс средневековый монастырь — филиал музея Клойстерс, посвященный средневековому искусству, в египетский храм из Дандары или во двор Чарльза Энгельхарда, украшенный витражами Tiffany. Подобный виртуальный тур не дает полного эффекта присутствия, но точно заставляет испытать непреодолимое желание оказаться в этом музее.

Выставка «Рембрандт и искусство портрета в Амстердаме 1590–1670 годов» в Музее Тиссен-Борнемиса

Мадридский музей представляет настоящую виртуальную прогулку (можно перемещаться из зала в зал, поворачиваться, приближаться и отдаляться от картин), а также экскурсию от куратора выставки Норберта Э. Мидделкопа из Амстердама. Уникальный проект позволяет понять кураторскую идею, принципы компоновки портретов в выставочных залах, а также рассмотреть отдельные произведения в хорошем разрешении. Выставка портретов Рембрандта и его современников открылась в феврале и должна была продлиться до конца мая, если бы не пандемия. Музей предлагает максимально приближенный к реальности опыт посещения выставки (кстати, подобный виртуальный тур есть и по постоянной экспозиции Музея Тиссен-Борнемиса, а счастливые обладатели VR-очков получат дополнительные возможности).

Материалы по теме
Просмотры: 5754
Популярные материалы
1
Я вижу все твои трещинки: пять шедевров в максимальном разрешении
Рембрандт, ван Эйк, Босх, Брейгель… Великие картины, которые теперь можно рассмотреть в невиданном ранее качестве.
23 октября 2020
2
Суздаль отдан под попечительство урбанистов и дизайнеров
«КБ Стрелка» разработала мастер-план, рассказывающий, как за десять лет привести город-памятник в порядок и при этом ничего не испортить.
26 октября 2020
3
Картину Бэнкси продали за $10 млн в прямом эфире
Работа «Покажи мне Моне» Бэнкси продана на аукционе, который транслировали в прямом эфире по телевизору.
22 октября 2020
4
Одержимые печатью
Тиражная графика с точки зрения художников, технологов и зрителей.
23 октября 2020
5
Человек, которому доверял Фаберже
Каталог выставки «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали», которая проходит в Музеях Кремля, основательно вписывает в историю отечественного искусства еще одну немецкую фамилию.
23 октября 2020
6
Фрески школы Рафаэля отреставрируют в Эрмитаже
Грант на реставрацию предоставил Фонд американских послов по сохранению культурного наследия Государственного департамента США.
27 октября 2020
7
Мятежный и нежный гений Анны Голубкиной
В Самаре открылась большая — около 100 работ — выставка выдающегося скульптора эпохи модерна.
26 октября 2020
8
Татьяна Саятина: «Молоко за вредность дают, хотя химикатами пользуемся скромно»
В собрании Эрмитажа почти полмиллиона фотографий и дагеротипов, и все они требуют специальных условий хранения и реставрации. Заведующая лабораторией научной реставрации фотоматериалов Татьяна Саятина рассказала об особенностях обращения с артефактами.
26 октября 2020
9
Издана полная история Вестминстерского аббатства
Издатели снабдили книгу глоссарием по храмовой архитектуре, а также подробными примечаниями и исчерпывающей библиографией.
23 октября 2020
10
Катя Бочавар: «В Советском Союзе все было по порядку, и вдруг случился беспорядок — Алла Демидова»
Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» представляет «Демидова фест 2020». О сути и форме этого необычного события в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» рассказывает ее директор и куратор проекта Катя Бочавар.
27 октября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru