18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Памятник Жукову отреставрировали и вернули на место

На Манежной площади снова стоит памятник маршалу Георгию Жукову, появившийся там в 1995 году к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне и демонтированный месяц назад

Памятник маршалу Советского Союза Георгию Жукову авторства Вячеслава Клыкова и Юрия Григорьева после ремонтно-реставрационных работ вернулся на прежнее место перед Историческим музеем. Так завершилась начавшаяся в марте эпопея с его исчезновением и заменой на другой монумент, позже названный «временной копией».

Знакомый всем памятник советскому полководцу был демонтирован на глазах изумленных прохожих, и на его месте был поставлен другой, о чем наша газета написала 20 марта — в день этого беспрецедентного события. Никогда, кажется, ничего подобного с памятниками в Москве не случалось, хотя с ними происходили самые разные истории. Например, фигуру Дзержинского на Лубянской площади 22 августа 1991 года сверг взбунтовавшийся народ. Статуи Сталина после ХХ съезда КПСС в 1956 году, разоблачившего тирана, стали исчезать, их демонтировали ночами. Еще раньше, в 1952 году, прекрасный дореволюционный памятник Николаю Васильевичу Гоголю работы скульптора Николая Андреева был снят с пьедестала на Гоголевском бульваре и перенесен в сквер перед домом-музеем писателя. А его место на постаменте занял памятник тому же Гоголю, но работы Николая Томского — своей помпезностью он более соответствовал, по мнению властей, памятной дате — 100-летию со дня смерти автора «Мертвых душ». Все эти события были объяснимы. С Жуковым же произошло нечто невероятное.

Памятник Жукову, заменивший памятник Жукову, простоял всего день и тоже исчез. Только 22 марта пресс-служба столичного департамента культурного наследия сообщила Агентству городских властей «Москва»: «В честь 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне запланированы работы по монументу в условиях реставрационной мастерской. В настоящий момент конная статуя монумента демонтирована и будет отправлена в реставрационную мастерскую». Обычно о реставрации крупных московских монументов сообщается заранее; на их месте или на покрывающей их ткани, если работы ведутся тут же, сообщается название организации, ответственной за процесс. На этот раз такого не было.

Демонтаж памятника Жукову, его замещение новым и последующее исчезновение и «заместителя» взволновали общественность. В результате причины исчезновения назывались разные — ничто так не будоражит фантазию, как отсутствие информации. Главный вопрос был: какую статую поставят к 9 Мая, старую или новую? Второй: кто же автор только день простоявшего на Манежной нового Жукова и почему тот исчез? Третий: какая организация занимается реставрацией творения Клыкова?

Суммируя многочисленные версии и результаты расследований, получили следующее. Памятник обещали вернуть прежний, Клыкова. Кто автор замены, не вполне ясно — есть версия, что тот же Вячеслав Клыков. Сняли «заместителя», так как оказалось, что надо реставрировать и постамент. Хотя, по сведениям «Московского комсомольца», новый монумент был отлит в мастерской АО «Московский завод электромеханической аппаратуры» еще в июне 2017 года и установлен на территории предприятия, работники которого уверены, что отдающий честь новый Жуков должен заменить прежнего, с вытянутой вперед рукой. Русская служба Би-би-си выяснила, что оба памятника в итоге очутились рядом, на территории литейной мастерской «Литье & дизайн групп» в подмосковных Химках.

Скорее всего, с памятником Жукову произошло нечто схожее с историей памятника Гоголю Андреева. Его хотели заменить к памятной дате окончания войны на более торжественный, но не решились — или так и не решили это сделать. Скульптура Клыкова с момента ее постановки к предыдущей памятной дате — 50-летию Победы — вызывала массу нареканий. Консервативная часть общества была недовольна ее нереалистичностью (фигура маршала и его конь изображены анатомически неточно, ордена на груди полководца не те и не в том количестве). Прогрессивная общественность была удивлена самим фактом постановки в конце ХХ века традиционной конной статуи, несколько условной, но никак не модернистской.

Однако за четверть века к памятнику привыкли. Экскурсоводы даже нашли объяснение вытянутой в сторону Манежной площади руки героя: он этим жестом как бы останавливает врага — не пустим в Москву! Хотя на самом деле Клыков делал его в расчете на то, что он будет стоять с другой стороны Исторического музея и как бы принимать парад на Красной площади. Но по каким-то причинам замысел скульптора был отвергнут.

Очевидно, кто-то решил к нынешнему юбилею Победы памятник Клыкова заменить на более «реалистический» и торжественный. Где, судя по фотографии, на груди Жукова все ордена на месте, на подбородке трогательная ямочка, маршал не простирает длань незнамо куда, а понятно отдает честь, а у его коня крепкие ляжки, грустный глаз и волнистая грива. Сейчас ясно, что этого красавца решено не ставить, и хорошо: он совсем банальный, много хуже прежнего. К тому же публика, уставшая от московских улучшений городских пространств, хочет, чтобы бесконечные изменения к лучшему наконец закончились хотя бы в самом сердце Москвы.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+