18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ленин: приключения образа

Какие трансформации пережил образ основателя советского государства за последний век?

Сегодня, 22 апреля, отмечается 150-летие со дня рождения Владимира Ильича Ульянова (Ленина). В былые времена подобная дата стала бы поводом для создания сотен произведений с изображением вождя мировой революции — сегодня же мы просто оглядываемся назад, чтобы увидеть, как менялся образ вождя пролетариата и основателя советского государства за последнее столетие.


Самый французский

Эмиль Бернар. Портрет Ленина. 1910

Эмиль Бернар (1868–1941) — первый из знаменитых художников, который писал Ленина. Видный постимпрессионист, ученик Сезанна, товарищ Гогена, Бернар познакомился с Лениным благодаря своему родственнику, поэту Полю Фору, с которым тот подружился во время парижской эмиграции и по-соседски играл в шахматы. Портрет 40-летнего политэмигранта из России был написан в кафе на бульваре Монпарнас, и, судя по изображению, художнику даже не приходило в голову, что перед ним — будущий вождь мировой революции. Портрет попал в коллекцию Исторического музея в 1970-е годы как подарок одного шведского бизнесмена, но в первый раз появился на публике уже в постсоветское время.


Самый канонический

Николай Андреев. «Ленин». 1922

Автор печального «сидячего» памятника Гоголю в Москве (1909), мастер скульптуры модерна, оказался одним из тех, кому было доверено рисовать Ленина с натуры. В начале 1920-х годов Николай Андреев (1873–1932) выполнил около 100 скульптурных и две сотни графических портретов вождя. Некоторые из них были признаны руководством каноническими и позже взяты за образец тысячами художников. Именно андреевский Ленин попал сначала на обложку партийного билета ВКП(б), а потом на монеты, плакаты, мозаики, фрески, значки и другую идеологическую продукцию. Возможно, если бы кто-то взялся подсчитать, сколько раз в разных техниках был воспроизведен его портрет Ленина, Николай Андреев стал бы чемпионом мира как самый тиражируемый художник.


Самый электрический

Климент Редько. «Восстание». 1925

Самая знаменитая картина художника Климента Редько (1897–1956) долго томилась в запасниках Третьяковской галереи; сейчас она в постоянной экспозиции музея. Ее в 1977 году подарил галерее легендарный коллекционер Георгий Костаки, написав на обороте: «Картина века, самое великое произведение революционной России». Его мнение долгое время разделяли немногие — Редько был прочно забыт, как и группа «проекционистов», позже «Метод», в которую он входил вместе с Александром Лабасом, Соломоном Никритиным, Александром Тышлером. Картина «Восстание» представляет пример, по словам самого автора, «электроорганизма». Художник был очень увлечен электричеством и энергией света и позднее придумал направление «свеченизм» («люминизм»). Современные исследователи находят в этой работе синтез геометрической абстракции авангарда и иконы — композиция картины напоминает традиционную иконографию «Спаса в силах» и «Преображения», что неудивительно, учитывая, что Редько начинал свою карьеру в иконописных мастерских Киево-Печерской лавры. При этом вокруг Ленина можно узнать его ближайших сподвижников — Надежду Крупскую, Льва Троцкого — и во втором ряду — Иосифа Сталина.


Самый принципиальный

Диего Ривера. «Человек на распутье, смотрящий с надеждой и высокими помыслами на выбор лучшего будущего». 1933

Нефтепромышленник Джон Д. Рокфеллер и его жена Эбби Олдрич заказали мексиканскому муралисту Диего Ривере (1886–1957) и еще нескольким художникам девять фресок для вестибюля здания Американской радиовещательной компании RCA (Рокфеллер-центра). Попечители Музея современного искусства (MoMA) уже имели в своей коллекции рисунки Риверы с изображением первомайской демонстрации в Москве и пригласили модного радикала в Нью-Йорк. Получив заказ, Ривера подложил им свинью, вписав в свою фреску фигуру Ленина. Разразился грандиозный скандал: американские СМИ были возмущены тем, что Рокфеллер оплачивает советскую пропаганду в образе главного борца с капитализмом. Ривера на попятную не пошел, отказавшись убрать Ленина. В результате Рокфеллер выплатил ему гонорар, а фреска была уничтожена. По преданию, в ответ на заявления художника о свободе творчества меценат сказал: «Это моя стена!»


Самый усатый

Сальвадор Дали, Филипп Халсман. Фото из книги «Усы Дали». 1955

«Я тут же, не сходя с места, решаю сфотографировать волосяную историю марксизма. С этой целью… вешаю себе на усы шесть белых бумажных кружочков. На каждый из этих кружочков Халсман по порядку, один за другим, накладывает портреты: Карла Маркса с львиной гривой и бородой… Сталина, чья густая поросль на лице ограничивалась усами, и, наконец, начисто бритого Маленкова». Так Сальвадор Дали (1904–1989) рассказывал о появлении одного из своих самых экстравагантных портретов, созданных им в сотрудничестве с Филиппом Халсманом, выдающимся фотографом моды, для книги «Усы Дали». Это было не первое обращение сюрреалиста к образу Ленина — в 1930-е он создал несколько «параноидально-критических» картин, где фигурирует Ленин, но эта фотография примечательна своим созвучием с народной теорией, по которой советские вожди сменяют друг друга в зависимости от пышности шевелюры. Георгий Маленков в момент создания этой книги был председателем Совета Министров СССР и фактическим руководителем государства. Хотя, по легенде, должен был быть еще один медальон — с портретом Никиты Хрущева.


Самый рафаэлистый

Дмитрий Налбандян. «Ленин в Дрезденской галерее в 1914 году». 1962

«Первая кисть Политбюро», как прозвали Дмитрия Налбандяна (1906–1993) современники за то, что он за долгую жизнь живописал практически всех генсеков, изобрел небанальный сюжет в регламентированной и однообразной лениниане: вождь, который любуется Мадонной Рафаэля. Точно по высказыванию Льва Толстого, что мы любим людей за то добро, которое им сделали, Дрезденская галерея оказалась самым любимым зарубежным музеем в советской иерархии — после того, как туда в 1955 году были возвращены вывезенные во время войны шедевры. Налбандян снайперски выбрал и произведение: после невероятно популярной выставки дрезденских шедевров, показанной в ГМИИ перед их возвращением в ГДР, «Сикстинская Мадонна» стала поистине народным хитом, повиснув репродукцией в тысячах советских квартир. А ходил ли Ленин в Дрезденскую галерею в Первую мировую войну, уже не так и важно.


Самый приветливый

Леонид Соков. «Встреча двух скульптур» («Ленин и Джакометти»). 1987

Эта композиция создана в эпоху перестройки, когда пал железный занавес и бывшие идеологические враги пошли навстречу друг другу. У мастера соц-арта Леонида Сокова (1941–2018) встречаются не просто две фигуры, а два мира, два стиля — соцреализм и модернизм. По признанию самого автора, эта работа пользовалась таким большим успехом у коллекционеров, что ему пришлось сделать множество ее вариантов. «СССР уже нет, а Ленин продолжает меня кормить», — шутил художник. В 2001 году он развернул эту идею в большую инсталляцию «Театр теней скульптуры XX века», показанную в павильоне России на Венецианской биеннале, — коллекция миниатюрных реплик самых знаменитых скульптур ХХ века, в их числе и Ленина, отбрасывала фантастические тени на стены павильона.


Самый дорогой

Энди Уорхол. «Красный Ленин»; «Черный Ленин». 1987

Самое дорогое произведение с изображением Ленина было создано, конечно же, звездой мирового арт-рынка Энди Уорхолом. В 2015 году его картина «Черный Ленин» была продана на Sotheby’s за $4,7 млн. Поп-артист выбрал в качестве основы фотографию молодого революционера, по-видимому, как более «сексуальную», чем его поздние изображения. Этот мотив был повторен в разных цветах, и с него сделаны тиражные шелкографии, которые априори дешевле. Одна из таких шелкографий, «Красный Ленин», была в коллекции опального олигарха Бориса Березовского. Он продал своего Ленина за несколько дней до самоубийства в 2013 году на торгах Christie’s за $202 тыс.

Уорхол воспринимал Ленина не столько как политического деятеля, сколько как знаменитость, узнаваемую многими и тем самым отвечающую важному для художника критерию «популярности». Ранее он сделал серию портретов другого коммунистического лидера — Мао Цзэдуна.


Самый нетленный

Виталий Комар, Александр Меламид. «Бегущая строка на ступенчатой пирамиде». 1992

Изобретатели соц-арта задумали перформанс на Красной площади в рамках международного проекта «Трансформация для будущего: что нам делать с монументальной пропагандой?». Десятки художников разработали свои варианты адаптации советских памятников к новой жизни. Комар и Меламид считали, что Ленина нужно захоронить, а по Мавзолею с пустым саркофагом пустить бегущую строку, где транслировались бы рекламные объявления, новости, прогноз погоды и мудрые изречения вроде «Все — суета и томление духа». Однако их предложение так и осталось фантазией.


Самый сладкий

Юрий Шабельников, Юрий Фесенко. Торт «Мавзолей. Ритуальная модель, или Ленин в тебе и во мне». 1998

30 марта 1998 года толпа журналистов и арт-критиков осаждала московскую галерею наивного искусства «Дар», чтобы попробовать Ленина на вкус. Художники Юрий Шабельников и Юрий Фесенко изготовили торт в виде лежащего в гробу Ильича. 80-килограммовый торт был бисквитный, с кремовыми розочками. Даже на фоне расцвета всяческого акционизма этот перформанс, спровоцированный бесконечными дискуссиями о том, надо ли выносить тело Ленина из Мавзолея, выделялся своей бескомпромиссностью. Причастие идей коммунизма во плоти вызвало нешуточный скандал: авторов называли «каннибалами» и грозили им пропесочиванием в Государственной Думе. Прошло еще 20 лет, но тема остается актуальной.


Самый душевный

Маяна Насыбуллова. Серия «Ленин для души». С 2015 по настоящее время

Маяна Насыбуллова (р. 1989) принадлежит к поколению, выросшему уже не в СССР, поэтому для нее Ленин — «это знак, часть культурного кода» (из интервью журналу «Собака»), с которым можно вольно играть. Художница из Барнаула стала известной после участия в Триеннале российского современного искусства в «Гараже» (2017). Серию «Ленин для души» она начала в 2015 году и теперь не может остановиться. Стандартный белый бюстик вождя, продававшийся в канцтоварах, превращается в ее руках в десятки новых образов — это и Ленин-Будда, Ленин-панда, Ленин-Пикачу, Ленин — ван Гог, Ленин-уточка, Ленин-Бэтмен и Ленин-коронавирус (из свежего). Для своей бабушки она сделала розового Ленина; знаменитой телевизионной байке Сергея Курехина о том, что Ленин — гриб, посвятила бюст в шапке-мухоморе. Друзья подкидывают все новые идеи, и серия становится все более востребованной. Что доказывает: Ленин для искусства жив!

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+