18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гудбай, Ленин!

В середине мая президент Украины подписал законы о декоммунизации. Согласно им официально запрещается советская символика, осуждается коммунистический режим, открываются архивы советских спецслужб. В связи с этим все памятники, имеющие отношение к советскому прошлому Украины, будут уничтожаться. Процесс на самом деле запущен давно: во время событий Майдана в декабре 2013 года в центре Киева участниками уличных акций протеста был снесен памятник Владимиру Ленину работы скульптора Сергея Меркурова. Это стало началом сноса монументов вождю пролетариата по всей Украине: демонтированы памятники в Конотопе, Днепродзержинске, Херсоне, Одессе, в Запорожской, Полтавской областях, далее везде. В основном в СМИ ранее фигурировала формулировка «снесены неизвестными» и «вандалами» — теперь же это официальная государственная политика. Явление приобрело масштаб войны с памятниками или, как его называют, «ленинопада».

Справка

Мнение

Антон Меркуров

Правнук скульптора Сергея Меркурова, памятник Ленину работы которого был снесен в Киеве

Эпоха монументальной пропаганды породила два крупных пласта «контента». Один — копии и менее качественные работы типа растиражированных миллионами экземпляров бюстов вождя пролетариата. Некоторые из них пылятся в подсобках, некоторые по сей день «украшают» помещения и улицы. Другой — работы великих мастеров того времени, увековечивших в камне политических деятелей ушедшей эпохи. Если в случае исчезновения первого пласта мир потеряет не много, то разрушение памятников, которые являются произведениями искусства и большой частью монументальной культуры, — трагедия, даже несмотря на то, что памятники изображают персон в одних случаях с, мягко говоря, спорной биографией, в других — попросту преступников. Актуальность наличия монументов выдающимся персонам тех лет на сегодняшних улицах наших городов может быть сомнительной и обсуждаться, но попытки их уничтожения, одна из которых увенчалась успехом в Киеве, преступны по отношению к собственной культуре. Условный «Ленинопарк», где на манер Парка скульптур «Музеон» могли бы быть собраны неактуальные по сегодняшним временам скульптуры, мог бы стать интересным проектом, в том числе с коммерческой точки зрения. Власть, по идее, должна легко расстаться с тем, что вызывает раздражение граждан, а многочисленные туристы будут счастливы увидеть гектары, которых более чем достаточно, заставленные гранитными шедеврами советской эпохи. Жаль, что любые инициативы, звучащие по этому поводу, так ими и остаются.

Еще…

Ненужными памятниками заинтересовался российский бизнесмен, в прошлом коллекционер современного искусства Умар Джабраилов, теперь с предложением о покупке ряда памятников советской эпохи выступила организация «Европейские левые». «Если новой власти на Украине не нужно ее прошлое, каким бы оно ни было в Советском Союзе, значит, ей не нужно будущее в союзе европейском. Мы добьемся своего и обязательно спасем хотя бы часть мирового наследия, попавшего в руки вандалов», — сказала представитель организации. Она также подчеркнула, что активисты специальной «Программы защиты» уже приступили к сбору средств, сообщает ТАСС со ссылкой на украинское издание «Голос.ua».

О том, какая позиция в отношении уничтожения памятников на Украине у Российского военно-исторического общества (РВИО), мы поговорили с его научным директором Михаилом Мягковым. «Бурным цветом разросся вандализм. По сути дела, власти Украины действуют как оккупационная сторона. Ведь когда фашисты захватывали территории, они первым делом рушили памятники. Сейчас мы видим, что сносятся памятники не только Ленину, но и Михаилу Кутузову, Александру Невскому и другим российским деятелям. Если они не заботятся о своем прошлом, то они вряд ли заботятся о своем будущем. Это неуважение к дедам и прадедам украинским, которые воевали в Великую Отечественную войну, их заслуга втаптывается в грязь», — подчеркнул Михаил Мягков. По его словам, РВИО готово поддержать любые инициативы по спасению памятников. «Другой вопрос — если украинцы узнают, что, допустим, Умар Джабраилов или „Европейские левые“ собираются спасти памятники путем их приобретения, то заломят такую цену, что ни у кого не хватит денег на покупку», — добавил он.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+