The Art Newspaper Russia
Поиск

Живые картины из всемирной изоляции

Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова о повальном увлечении, благодаря которому тысячи людей, сами того не подозревая, встают в один ряд со звездами современного искусства

У нас с коллегами есть традиция: под Новый год мы собираемся на вечеринке и показываем «живые картины». Ну то есть кто-то показывает, а все остальные угадывают — будь то «Девочка на шаре», знаменитый перформанс Марины Абрамович или приклеенный скотчем к стене банан Маурицио Каттелана. Получается весело. Уверена, что такими фантами-шарадами время от времени балуются многие интеллигентные компании. Но сейчас, в эпоху тотального карантина, это развлечение обрело новый, поистине всемирный размах. Сотни тысяч людей, запертых в домах страхом перед вездесущим и непонятным вирусом, импровизируют с подручными материалами, пытаясь воспроизвести шедевры мирового искусства, и выкладывают в соцсети фото этих экзерсисов.

Мировые музеи — такие как Метрополитен, Музей Гетти и Рейксмузеум — в конце марта сами призвали своих поклонников поупражняться в этом занятии, используя знаменитые картины из их собраний: «Не просто смотрите на произведения искусства — сами станьте произведениями!» У нас тоже образовался аналогичный флешмоб «изоизоляция», процветающий и в Facebook, и в Instagram.

Понятно, что самой большой популярностью пользуются самые узнаваемые, самые растиражированные сюжеты — чем больше людей узнают прототип, тем больше лайков получит шутка. Ведь это чертовски приятно — прозреть в кошачьей лапе, тянущейся к куриному окорочку, великий жест Адама с фрески Микеланджело, которого Бог Отец вот-вот одушевит своим прикосновением. У русской публики отлично «заходит» горка пельменей на кухонном столе, призванная символизировать черепа с «Апофеоза войны» Василия Верещагина. Неплохо «катят» мелкие собачки в роли младенцев на руках у мадонн (это если подходящего младенца нет под рукой). Кое-кто поражает виртуозностью, ухитряясь воспроизвести сложные композиции Караваджо с героями — домашними животными. Браво!

Второй по популярности темой можно считать старинные портреты. Тут получается отличный вариант селфи, ведь в шкафу всегда найдутся кружевные трусы, которые можно натянуть на голову, а изобразить «Девушку с жемчужной сережкой» и вообще никакого труда не надо: немножко голубой тряпочки, томный взгляд — и готово! Совет: особым успехом пользуется, выражаясь по-книжному, смена гендерных стереотипов, то есть если небритый мужчина будет фигурировать в нежном женском чепчике, то это вообще «вау».

Если вы подумали, что я иронизирую, — напрасно. Чем дальше повтор от оригинала и неожиданнее интерпретация, тем лучше. Ведь именно на этой подмене строятся многие произведения профессиональных и весьма известных современных художников. Достаточно напомнить несколько имен. Это японец Ясумаса Моримура, чьи выставки не так давно состоялись и в России — в ГМИИ им. Пушкина и Эрмитаже, для которого он сделал специальный проект. Ноу-хау этого художника, создавшего множество ремейков шедевров классической живописи, от «Менин» Диего Веласкеса до «Олимпии» Эдуарда Мане, с собой в главной роли, — в его национальности. Ведь история мирового искусства до недавних пор была европоцентричной (за что ее теперь страшно критикуют), и совсем иной тип лица вместо привычных и составляет искомую неожиданность, новизну.

Другим путем — тоже весьма полезным для домашней импровизации — пошел бразильский художник Вик Мюнис (его выставка также проходила в Москве благодаря Ольге Свибловой, включившей ее в одну из фотобиеннале). Он составляет очень точные копии знаменитых картин — в диапазоне от Василия Кандинского до Густава Климта — из несвойственных живописи материалов: зерен кофе, бутылочного стекла, детских игрушек, да и просто мусора (это еще одна важная для современного искусства тема), — и фотографирует их.

Нельзя не вспомнить и нашего мастера перевоплощений, художника Владислава Мамышева-Монро, чья художественная стратегия первоначально строилась как раз на гендерной игре — мужчина, примеряющий на себя знаменитые женские образы. Впрочем, со временем он весьма далеко ушел от своей Мэрилин — в признанном шедевре, видео по мотивам знаменитой сцены свидания в кафе из «Семнадцати мгновений весны», он играет все роли: и Штирлица, и его жены.

Есть и другая линия — попробовать создать как можно более точные воспроизведения шедевров. Но здесь есть нюансы. Помнится, в 2000-е в одном популярном российском журнале печаталась бесконечная серия фотопортретов знаменитостей, одетых и загримированных «под шедевры», и этот проект, востребованный у публики, не снискал успеха у профессионалов. Слишком уныло, слишком предсказуемо. А вот тема оживающих картин, когда живопись становится отправной точкой для перформанса или превращается в фильм, не утрачивает актуальности. На этой удивительной метаморфозе строит спектакли, например, итальянский театр Ludovica Rambelli Teatro, приезжавший в прошлом году выступить на церемонии вручения премии нашей газеты (да и кто только не строит, это вечный источник вдохновения!). Актеры на глазах у зрителей вдруг без всяких особых приспособлений, гримов и костюмов преображаются в многофигурную картину Караваджо, и это выглядит абсолютным волшебством.

Одним словом, есть масса способов в скромных домашних условиях почувствовать себя настоящим мастером современного искусства. Пойду-ка подумаю, как воспроизвести своими силами «Последний день Помпеи».

Материалы по теме
Просмотры: 9996
Популярные материалы
1
Русский музей открыл грандиозную выставку в честь 125-летия
Выставка посвящена всем тем, кто передал в дар произведения искусства. Среди них русский царь, советский ученый и шоколадный магнат.
29 июля 2020
2
Картины без масла
Выставка в зале графики Третьяковской галереи «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов» — попытка выбрать из огромного наследия русских классиков и хрестоматийное, и неизвестное.
29 июля 2020
3
Участников челленджа Музея Гетти увековечили в книге
Карантинные фотопародии по мотивам известных произведений из соцсетей перекочевали в специальное издание.
28 июля 2020
4
Василий Кузнецов: «Можем принимать произведения хоть из Орсе»
Директор музея «Новый Иерусалим», отмечающего 100-летие, рассказал о его сегодняшней стратегии и тактике.
31 июля 2020
5
Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло
В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье.
30 июля 2020
6
Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога
Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства.
29 июля 2020
7
Небольшой автопортрет Рембрандта установил 16-миллионный рекорд
Это автопортрет художника, появившийся на публичном аукционе впервые за многие годы.
29 июля 2020
8
Турист отломил пальцы у скульптуры Кановы, когда делал селфи
Посетитель музея ухитрился беспрепятственно подойти к гипсовой модели знаменитой мраморной скульптуры Полины Бонапарт из коллекции Галереи Боргезе.
03 августа 2020
9
Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм
В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века.
29 июля 2020
10
Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций
Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере.
31 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru