The Art Newspaper Russia
Поиск

Глава Private Banking «Открытие»: как инвестировать в искусство

Глава Private Banking «Открытие» Виктория Денисова рассказала о том, как работают инвестиции в искусство с точки зрения банковских услуг

Насколько активно клиенты Private Banking «Открытие» инвестируют в предметы искусства? Как меняются объем и доля таких инвестиций в последние годы?

Не могу сказать, что это одно из основных направлений нашей деятельности. Безусловно, основа — это работа с капиталом в финансовой сфере. Тем не менее альтернативные инвестиции, к которым относятся предметы искусства, абсолютно точно вызывают все больший интерес, и все больше таких запросов мы получаем от наших клиентов. В этом плане нам очень помогают представители арт-рынка, с которыми мы активно сотрудничаем, потому что наша внутренняя экспертиза, естественно, направлена на финансы и работу на финансовых рынках. Для того чтобы сделать клиенту оптимальное предложение в сфере арт-инвестиций, мы сотрудничаем с ведущими консультантами рынка искусства, аукционными домами, выставочными проектами и музеями. Люди сейчас в принципе меняют образ жизни и начинают больше интересоваться культурой, их интерес к искусству растет. Например, пять лет назад клиенты в основном опирались на собственную интуицию и вкус, по принципу «нравится — не нравится». А сегодня в рамках наших отделений Private Banking мы формируем экспозицию осмысленно, с привлечением арт-галерей, экспертов. Мы ведем клиента, информируем его о том, что это за художники, почему они выбраны, какая концепция стоит за тем или иным произведением. И сейчас запросы уже более масштабные, чем просто купить выставленную картину. К примеру, создание инвестиционно привлекательной коллекции с нуля, представление клиента на мировых аукционах, оценка и пополнение уже существующей коллекции новыми работами. Не скажу, что часто, но такие запросы есть. И мы активно развиваем подобные предложения. 

Есть ли у вас специализированный сервис для тех, кто инвестирует в искусство? Хранение, логистика?

У нас есть экспертиза в сфере финансов. Мы все-таки банк, финансовый институт, и не претендуем на экспертизу в сфере искусства. В то же время мы сформировали пул надежных, проверенных, известных экспертов арт-рынка, с которыми сотрудничаем. Это как индивидуальные эксперты, так и галереи. И в этом смысле мы можем консультировать наших клиентов по альтернативному инвестированию в произведения искусства и антиквариат, формировать и управлять коллекциями. Также можем консультировать и сопровождать сделки купли-продажи предметов искусства, помогать в организации индивидуальных арт-туров как в России, так и за рубежом. За крупных клиентов и возможность их консультировать конкурирует множество посредников на рынке искусства. Поэтому для наших клиентов актуально наличие именно независимого советника, который представлял бы их интересы либо в аукционных домах, либо в галереях. И мы внедрили эту практику независимого арт-консалтинга. Любое действие советника направлено исключительно на то, чтобы представлять интересы клиента.

За какой временной промежуток человек может адекватно оценить доходность таких инвестиций?

Инвестиции в предметы искусства относятся, безусловно, к долгосрочным вложениям. Речь идет о промежутках от нескольких лет до нескольких десятков лет, это не спекулятивная деятельность. Как пример могу привести нашумевшие сделки — истории полотна Лучо Фонтаны «Пространственное построение. Ожидание», приобретенного в 1997 году за $84,6 тыс. и проданного спустя 20 лет за $4,9 млн, или произведения Жан-Мишеля Баскиа «Джим Кроу», купленного в 1993 году за $136,4 тыс. и проданного в 2017-м за рекордные $17,6 млн.

В принципе, мы применяем такую же оценку доходности арт-инвестиций, как и привычных инвестиционных инструментов. Это упоминаемость, участие художников в арт-событиях, контекст, в котором созданы те или иные произведения, оценка экспертов. К тому же мы всегда опираемся на сравнения и индексы тех или иных индустрий. В сфере искусства, например, есть индекс оценки привлекательности. Какое-то время назад этот индекс купил аукционный дом Sotheby’s, теперь он называется Sotheby’s Mei Moses и демонстрирует динамику происходящего на рынке. Плюс мы следим за тем, что вызывает всеобщий интерес, особенно на рынке современного искусства России. В 2020 году, к примеру, это открытие ГЭС-2, Триеннале современного искусства и выставка NEMOSKVA в Петербурге. И это только российская активность, которая абсолютно точно родит новых звезд и на что обязательно стоит обратить внимание.

Поддерживает ли Private Banking «Открытие» художников и события на арт-рынке?

Мы поддерживаем не конкретных художников, а именно события, сотрудничаем с крупнейшими музеями и выставочными пространствами. Так, в прошлом году Private Banking «Открытие» стал патроном Пушкинского музея. Мы выступали партнером 45-го Российского антикварного салона. При нашем участии состоялась выставка фотографа Гарри Бенсона в Галерее имени братьев Люмьер. И — что важно и на чем мы сейчас фокусируемся — в рамках нашего клуба Art of Life мы организуем собственные мероприятия для клиентов, постоянных и потенциальных, которые как раз направлены на более глубокое погружение в тему искусства. 

Каков ваш прогноз развития арт-рынка в России в плане инвестиций клиентов сегмента private в искусство на ближайшие годы?

Это во многом зависит от экономического развития страны. От того, как чувствует себя экономика. В то же время инвестирование в предметы искусства вне экономических трендов. То есть рынки могут расти и могут падать, а осознанно отобранные и имеющие инвестиционную привлекательность арт-объекты не коррелируют с финансовыми рынками. В этом плане это защищенные объекты инвестирования. Я смотрю на развитие и экономический рост в нашей стране положительно. Он не будет каким-то существенным, тем не менее рост будет, и доля арт-инвестиций российских клиентов будет увеличиваться.

На правах рекламы

Просмотры: 1553
Популярные материалы
1
Каких средств и усилий стоит продлить выставку
Музеи России планируют скоро открыться после карантина, и многие с теми же выставками, с которыми закрылись. Кураторы рассказали нам о проблемах продления проектов, человеческом факторе и вопросах финансов.
02 июня 2020
2
Трудное детство
В День защиты детей вспомним, что не всё с детьми просто — и в жизни, и в живописи. Дети не только ангелы, но и драчуны, лгуны и проказники.
01 июня 2020
3
Марина Лошак: «Для нас важно, чтобы посетители чувствовали себя свободными, а не арестантами»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала, как музей готовится к открытию для публики после коронавирусного карантина. Ожидается, что это произойдет 10 июля.
03 июня 2020
4
Христо умер, не увидев своей последней работы
Христо, прославившийся вместе с женой Жанной-Клод грандиозными инсталляциями — упаковками островов и зданий, скончался в Нью-Йорке в возрасте 84 лет «по естественным причинам».
01 июня 2020
5
Лувр — Абу-Даби заговорил нечеловеческим голосом, но по-русски
Российский диджей Нина Кравиц озвучила робота-экскурсовода в новом проекте Лувра — Абу-Даби «Мы не одиноки». Научно-фантастический видеофильм о будущем с участием мировых знаменитостей можно увидеть на сайте музея.
01 июня 2020
6
Полотно Айвазовского стало самым дорогим лотом, проданным Sotheby’s онлайн
Аукционный дом Sotheby’s провел онлайн-торги русским искусством, лидером которых стало полотно Ивана Айвазовского «Неаполитанский залив», приобретенное за £2,3 млн.
04 июня 2020
7
Директор Галереи Уффици предложил передать религиозное искусство из музеев в церкви
Поскольку множество итальянских церквей находится в ведении государственного Фонда религиозных зданий, юридическое оформление такой передачи будет простым: работы просто переведут из одного государственного ведомства в другое.
04 июня 2020
8
Павлу Никонову — 90!
Третьяковка 27 сентября откроет выставку «Никоновы. Три художника». По случаю юбилея Павла Никонова мы поговорили с его учениками и узнали о любимой фразе мастера и о том, что значит «подложить под себя динамит».
03 июня 2020
9
«Подсолнухи» ван Гога из-за карантина не вернутся в Лондон почти год
Лондонцам придется ждать возвращения 60 шедевров Национальной галереи еще дольше, чем планировалось.
02 июня 2020
10
Французские музеи поделились планами поэтапного открытия в июне и июле
Лувр собирается открыться 6 июля с соблюдением норм социального дистанцирования и с доступом к ограниченному выставочному пространству.
03 июня 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru