The Art Newspaper Russia
Поиск

Автопортрет Ман Рэя в перспективе и в ракурсе

Повествуя о себе, знаменитый сюрреалист не только подробно описывает свои работы, но и в мельчайших деталях дает увлекательную панораму эпохи

Автобиография Ман Рэя (1890–1976), фотографа и художника, близкого к дада и сюрреалистам, увидела свет в 1963 году и не переиздавалась до конца 1990-х. Ее русский перевод впервые опубликован в издательстве «Клаудберри» вслед за воспоминаниями Надара, похожими на сборник авантюрно-мистической прозы, и Роберта Капы, писавшего о Второй мировой войне.

В ряду мемуарных публикаций, относящихся к первой половине ХХ века, «Автопортрет» выделяется тем, что сочетает в себе субъективное и историческое измерения. Книга пестрит фактами из истории модернизма, ман-рэевские трактовки которых, что удивительно, не отличаются от принятых искусствоведами, а также случаями из частной жизни художника и его окружения. Все это ловко перемешано на 500 страницах и способно увлечь читателей с самыми разными запросами и ожиданиями.

При этом Ман Рэй признается, что выстроить целостную канву истории не входило в его задачи, и факты он порой излагает частично и по верхам. Не упоминая дат, перепрыгивая через десятилетия и, увы, упуская подробности, о которых хотелось бы узнать именно от него. Например, как его имя Эммануэль Радницкий сократилось до емкого Ман Рэй. Зато описывает посещение Арсенальной выставки — Armory Show (1913), открывшей Америке европейский модернизм, рассказывает историю «Фонтана» Марселя Дюшана, не принятого как экспонат на Салон независимых (1917), а еще комментирует экспозицию Международной сюрреалистической выставки в Париже (1938) со множеством решений, не уступавших современным кураторским практикам.

Почти половина книги посвящена встречам с людьми: писателями, художниками, богемой тех лет. Портретная галерея Ман Рэя — панорама характеров, местами гоголевского типа. Он восхищается всеми, о ком пишет, отзывается о них с уважением и ценит их работы. Однако наделяет героев долей странности, представляя их как талантливых, но часто нелепых чудаков. Бранкузи — романтичный затворник, живущий взаперти в мастерской в самом центре Парижа, стилизовавший себя под дикаря и страдающий перфекционизмом во всем. Дюшан — молчаливый нонконформист, замкнутый эрудит, увлеченный шахматами больше, чем миром вокруг, и ради очередной партии манкирующий супругой в первую брачную ночь. Пикабиа — талантливый неумеха, не вписывающийся в действительность и не умеющий нравиться людям.

По-настоящему объемно автор передает атмосферу и быт времени: затхлый и консервативный Нью-Йорк начала века; бушующий Париж эпохи кубизма и сюрреализма; жизнь Франции, поделенной нацистами на оккупированную и неоккупированную зоны, откуда ему чудом удается бежать; послевоенный Голливуд, где он на время обосновался, и особенности нравов его обитателей. В этих пассажах Ман Рэй не гнушается самыми мелкими деталями и дает возможность буквально подышать воздухом того времени.

Чего Ман Рэй не замечает, так это возникновения нового витка современности, связанного с американским модернизмом в лице Поллока со товарищи. Об их существовании он, кажется, не подозревает и живет мыслями о Париже, куда все-таки возвращается после войны.

Факты, им сообщаемые, не всегда полны, но справедлива ли такая критика в адрес книги, главным героем которой остается сам художник (это определение ему намного ближе, чем фотограф)? На ее страницах он подробно описывает свои картины и задумки к ним: живопись для него важнее фотографии, по поводу которой он жалуется, что коммерческие заказы отвлекают от занятий искусством, хотя и позволяют безбедно существовать. Подробно пересказывает сюжеты фильмов, снятых им и его друзьями в период увлечения кино, историю возникновения и содержание работ в технике соляризации и рэйограммы, сделавших его известным. Наконец, излагает содержание собственных статей, мало кому сегодня известных и посвященных по большей части борьбе с предрассудками вокруг современного искусства.

Текст, написанный Ман Рэем как художником, воскрешает в памяти десятки изображений. И после прочтения автобиографии остается ощущение, что побывал на виртуальной выставке, которую никогда не видел в реальности. 

Просмотры: 1247
Популярные материалы
1
Российские музеи начнут работать 1 июня
Это касается отдельных регионов, в Москве и Санкт-Петербурге публику ждут в начале июля.
22 мая 2020
2
На фасаде Пушкинского появится фото из «ИзоИзоляции»
Победитель челленджа ГМИИ им. А.С.Пушкина и группы «ИзоИзоляция» в Facebook представил свои вариации на тему «Давида» Микеланджело.
27 мая 2020
3
В Вене открывается Альбертина Модерн
Основой собрания нового музея, который примет первых зрителей 27 мая, стали частные коллекции с работами топовых художников, в числе которых Георг Базелиц, Алекс Кац, Ансельм Кифер, Синди Шерман и многие другие.
25 мая 2020
4
Каподимонте и Галерея Боргезе открылись, Уффици — приготовиться!
Почти сразу после объявления итальянским правительством чрезвычайных мер поддержки особым «декретом перезапуска» министр культуры Италии Дарио Франческини дал зеленый свет и открытию музеев.
22 мая 2020
5
Александр Юликов: «Я согласен, что делаю медитативное искусство»
Классик русского современного искусства недавно получил грант-премию нью-йоркского фонда Barnett and Annalee Newman Foundation. Художник рассказал, что для него значит это признание и как он шел своим путем в абстракции.
26 мая 2020
6
Российские музеи откроются для посетителей не раньше середины июля
При этом сотрудники музеев в регионах с относительно благоприятной эпидемиологической обстановкой смогут приступить к работе в начале июня.
26 мая 2020
7
Дэвид Чипперфилд реновирует Центральный телеграф
Планируется, что работы начнутся в конце 2021 года и завершатся в начале 2024 года.
26 мая 2020
8
Снимки — не то, чем кажутся
«Фотография как современное искусство» — первое русскоязычное издание книги англичанки Шарлотты Коттон, много лет исследующей историю светописи.
22 мая 2020
9
Музеи Великобритании сливаются в соцсетях
Во время карантина музеи, галереи и библиотеки Великобритании создают сложную сеть культурных параллелей при помощи хештега #CollectionsUnited.
25 мая 2020
10
Археологи нашли под Вероной древнеримскую виллу, которую искали несколько десятилетий
Главным открытием стал прекрасно сохранившийся мозаичный пол виллы, построенной в III веке н.э. и скрытой под виноградником.
28 мая 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru