18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Другое измерение пейзажей Николая Касаткина

№81
Материал из газеты

В Нижнем Новгороде проходит выставка московского нонконформиста, превращавшего реалистическую живопись в концептуальную и парадоксальную

Плеяда знаменитых московских нонконформистов отнюдь не малочисленна: Эрик Булатов, Илья Кабаков, Владимир Немухин, Дмитрий Пригов, Оскар Рабин и так далее. А вот имени Николая Касаткина (1932–2019) в этом списке, скорее всего, не окажется. Хотя он был не просто участником того круга, но и художником, чьи эксперименты признавались интересными и важными самими «неофициалами». Однако стремительного взлета карьеры у Касаткина тогда не произошло, и свою славу, вполне заслуженную, он добирал позже и постепенно. Можно даже сказать, что его звездный час пробил только в наступившем новом столетии.

Вероятно, дело в том, что Касаткин до конца жизни оставался приверженцем традиционной станковой картины, то есть формы искусства, которую долгое время было принято разрушать изнутри или попросту объявлять умершей. Между тем Николай Иванович не планировал возвращать картине прежний высокий статус. Его амбиции были в другом: придать реалистической живописи, главным образом пейзажу, иное измерение — концептуальное и парадоксальное. Над этим он работал последовательно и свою программу в итоге реализовал. 

В последние годы выставок у Касаткина было немало. Его работы показывали и в регионах — вот и первая посмертная состоялась в Нижнем Новгороде. Куратор Алиса Савицкая собрала полсотни работ, из которых многие важны для понимания творческой системы Касаткина. Своими работами выставку поддержали Третьяковская галерея, Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина, несколько других коллекционеров. Ряд картин предоставила Зоя Касаткина, вдова художника. Здесь же графика, эскизы и трехмерные объекты. К работам самого Касаткина добавлены документальные материалы и опусы ряда его друзей-нонконформистов — из того самого списка знаменитостей. 

Арсенал
Николай Касаткин. Природа картины, картины природы
До 22 марта

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+