The Art Newspaper Russia
Поиск

Марат Гельман подарил музею 50 работ современных звезд

Часть дара, который может стать не последним от Гельмана, показывают на выставке в Новой Третьяковке

В Западном крыле Новой Третьяковки 15 февраля открывается выставка «Дар Марата. Современное искусство из коллекции Гельмана». Он передал Третьяковской галерее около 50 произведений из своего обширного собрания современного искусства с 1990 года до наших дней. Его значительную часть составляют работы отечественных художников — классиков соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида, московских акционистов Олега Кулика и Анатолия Осмоловского, а также Авдея Тер-Оганьяна, Виктора Алимпиева, Дмитрия Врубеля, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Дмитрия Гутова, Владислава Мамышева-Монро.

Коллекция Гельмана формировалась из запасника его галереи, основанной в 1990 году и получившей известность благодаря громким выставкам и перформансам. Среди передаваемых в дар произведений — работы группы «Синие носы», виртуальные баталии AES + F, комикс-панорама художественной сцены середины нулевых Гоши Острецова и даже инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Игра в теннис», специально для которой в Третьяковской галерее будет спроектирован отдельный зал.

Кроме того, благодаря дару Гельмана музейные фонды пополнятся произведениями украинских авторов, ставших в 1990-е активными участниками московской художественной сцены: Бориса Михайлова, Александра Ройтбурда, Арсена Савадова, Александра Гнилицкого, Василия Цаголова и Сергея Ануфриева, члена легендарной группы «Медицинская герменевтика». Также в собрание Третьяковки войдут работы художников, представляющих новое искусство Казахстана.

На выставке в Новой Третьяковке представлены пока лишь избранные работы из коллекции Гельмана, подаренной музею. Как рассказала глава отдела новейших течений Ирина Горлова на пресс-конференции ТАСС в начале февраля, «мы не сможем в такой срок выставить все то, что нам передал Марат Гельман. Мы покажем такой дайджест, где будут представлены работы замечательных художников начиная от классиков Комара и Меламида и заканчивая потрясающими работами художников, например, из Казахстана — Ербосына Мельдибекова и Каната Ибрагимова».

Марат Гельман известен не только как галерист, но и как куратор, политтехнолог и один из авторов «пермского проекта», в рамках которого город должен был превратиться в еще одну культурную столицу России. После увольнения с поста директора местного музея современного искусства PERMM в 2013 году живет в Черногории, где руководит Dukley European Art Community, организует резиденции для художников, выставки и фестивали.

В 2003 году Гельман подарил 59 работ российских современных художников Русскому музею, а позже передал несколько работ Центру Помпиду в Париже в рамках дара, инициированного Благотворительным фондом Владимира Потанина. «Это мой долг перед художниками, благодаря которым моя жизнь стала интересной и наполненной», — объясняет свое решение даритель.

Как рассказал Марат Гельман нашей газете, для него очень важно, что сами художники, отвечая на вопрос, в каком музее они хотели бы видеть свои работы, называют Третьяковку едва ли не первой, в крайнем случае сразу после Центра Помпиду и Тейт Модерн. Он не исключает возможности передачи произведений из своего собрания в Третьяковскую галерею в будущем, поэтому предлагал даже назвать эту выставку как «Дар Марата N1».

Два года назад по инициативе директора Зельфиры Трегуловой музей запустил программу «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее», первым шагом которой стала передача картины Эрика Булатова «Картина и зрители» Благотворительным фондом Владимира Потанина. Коллекция новейшего искусства в музее теперь постоянно пополняется. Из последних приобретений можно вспомнить коллекцию из 100 произведений молодых отечественных художников (а также денежное пожертвование) от Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина — их покажут на выставке «Искусство 2010+», которая откроется 1 апреля. А работы скульптора Игоря Шелковского, переданные музею в дар коллекционерами Алиной и Дмитрием Пинскими, теперь экспонируются во внутреннем дворе Новой Третьяковки на Крымском Валу.

Просмотры: 850
Популярные материалы
1
Суд признал право Баттервика на мнение о русском авангарде
Итальянский суд оправдал обвиняемого в клевете лондонского арт-дилера и галериста Джеймса Баттервика, усомнившегося в подлинности работ русского авангарда на выставке в Мантуе.
11 февраля 2020
2
Как ван Гога стоимостью €15 млн купили на деревенском аукционе за £4
Теперь пейзаж с крестьянским домом отправляется в Маастрихт, чтобы стать одним из главных экспонатов ярмарки TEFAF.
10 февраля 2020
3
Сердца современных художников: символы любви от Фриды до Бэнкси
Из неона, стали, пластика и звуков — смотрите нашу подборку сердец от звезд современного искусства ко Дню святого Валентина.
14 февраля 2020
4
В Музее русского импрессионизма собрали ретроспективу Юрия Анненкова
Выставка «Революция за дверью» не претендует на исчерпывающую полноту, но получилась весьма репрезентативной: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника.
13 февраля 2020
5
Русский музей поделился планами на 2020 год
125-летие Государственного Русского музея отметят завершением реставрации Михайловского замка и огромной выставкой даров, которая займет все дворцы музейного комплекса
12 февраля 2020
6
«Иван Грозный» собрал консилиум
В реставрации картины Ильи Репина наступил важный момент: необходимо решить, каким способом дублировать холст уникального памятника. Для консультаций пригласили западных специалистов.
10 февраля 2020
7
«Охотник» Адриана Гение остался в Эрмитаже
Картины румынского художника на недавних аукционах продавались за миллионные суммы, многократно превышающие эстимейт
10 февраля 2020
8
Три века фарфора представлены в Эрмитаже
На выставке, посвященной 275-летию основания Императорского фарфорового завода, полтысячи уникальных предметов систематизированы по стилям.
11 февраля 2020
9
Античную скульптуру освободят из княжеской темницы
Итоги 40-летней борьбы между итальянскими властями и семьей Торлония подведет крупная выставка в 2020 году.
12 февраля 2020
10
Куратор Кейт Бейли: «Важно, чтобы музейный предмет всегда оставался звездой»
Автор знаменитого проекта об истории оперы рассказала нам про будущие «подмостки» в Москве и особенности работы Музея Виктории и Альберта в сегодняшнем мире.
12 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru