The Art Newspaper Russia
Поиск

Павильон в Брайтоне вспомнил былую роскошь

Королева Елизавета II предоставила в долгосрочное пользование причудливые сокровища, собранные Георгом IV. Благодаря этому дворцовые помещения обрели прежний антураж — хотя и временно

Зимой 1847–1848 годов жители Брайтона могли стать свидетелями серии необычных ночных процессий, тянувшихся от расположенного в их городке дворца под названием Королевский павильон. По приказу королевы Виктории из него, комната за комнатой, вынесли мебель, канделябры, картины, камины, резные дверные косяки и даже кухонную плитку, отправив все это в Лондон на 145 повозках. Осенью 2019-го потомки тех брайтонцев могли стать свидетелями не менее неординарной процессии, двигавшейся в обратном направлении — на этот раз под усиленной охраной, с запретом на фото- и видеосъемку, с закрытием дворца на неделю. Так сокровища, собранные Георгом IV, дядей королевы Виктории, возвращались домой в качестве предоставленных в долговременное пользование экспонатов из Букингемского дворца.

Самый яркий из королей-коллекционеров, личности и собранию которого посвящены сейчас выставки в Королевской галерее в Лондоне и Национальном музее скачек в Ньюмаркете, Георг IV всегда руководствовался принципом «чем больше, тем лучше». Но возвращение необыкновенных предметов в комнаты дворца, для которых он покупал и заказывал их, превосходит все мыслимые пределы драматизма. С тех пор как большая часть этих вещей разошлась по частным покоям Букингемского дворца и Виндзорского замка, публика не видела их ни разу.

Многие из предметов уже сами по себе были экстравагантными, но Георг всегда норовил что-нибудь добавить. Например, «Часы с цилинями» были изготовлены во Франции из китайской вазы XVII века, от которой отрезали дно, чтобы вставить на его место циферблат. Над циферблатом, опирающимся на двух синих львов XVIII века (которых часто ошибочно называют цилинями, химерическими существами из китайской мифологии), сидит японский Будда. Конструкцию обрамляет буйная растительность из позолоченной бронзы на основании, инкрустированном фарфоровыми вставками, вырезанными из старинной шкатулки. Эта композиция показалась королю скучноватой, и он добавил к ней еще одну основу из мрамора и бронзы, а также обвивающие фигуры ветви с подсолнухами. Результат балансирует на грани великолепного и курьезного. Дэвид Биверс, на протяжении последних 40 лет занимающий должность хранителя Королевского павильона, называет эти часы «опиумным видением южного побережья».

Биверс на удивление доброжелательно отзывается о королеве Виктории, хотя в 1850 году издание New Monthly Magazine возмущалось, что разрушения не были бы ужаснее, даже «если бы дворец отдали на разграбление толпе калифорнийских золотоискателей». Музейный хранитель подчеркивает, что королева спасла интерьеры павильона, когда ожидалось, что его снесут после продажи земельного участка. Избежать сноса удалось благодаря тому, что городской совет Брайтона принял смелое решение купить здание за £53 тыс.

Виктория лично вернула в павильон отдельные предметы, включая редкостные канделябры, которым не нашлось нового места. Кое-что вернули Георг V и Мария Текская, а в 1950-е и нынешняя королева. Однако решение одолжить более 120 объектов затмевает все прежние шаги. Причем в 2020 году сюда должны добавиться еще некоторые раритеты из того же Букингемского дворца.

Больше всего Биверсу нравятся самые безумные сокровища Георга. В их числе высокие фарфоровые пагоды в Музыкальном зале, которые король сделал еще выше, установив на специальные фарфоровые основания, и украсил сотнями позолоченных колокольчиков, дельфинов, собак и шпилями с драконами. «Наверное, это самый большой и качественный набор фарфоровых пагод в мире, — говорит хранитель. — Их возвращение в зал, для которого они были созданы, делает его одним из великолепнейших залов Европы».

Все эти предметы будут находиться в Королевском павильоне по меньшей мере два года, пока в восточном крыле Букингемского дворца ведутся реставрационные работы. 

Просмотры: 1140
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
3
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
4
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
5
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
6
Картину ван Гога похитили из нидерландского музея
В это время музей Сингер Ларен был закрыт на карантин.
31 марта 2020
7
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
8
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
9
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
10
Крутой маршрут Василия Шухаева
Авторы новой книги прослеживают мытарства и триумфы художника, который был и парижским обитателем, и магаданским зэка, и чье творчество вовсе не было ограничено неоакадемическим амплуа, как принято думать.
03 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru