18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Роман с декадансом: Жорис-Карл Гюисманс оказался художественным критиком

№79
Материал из газеты

Выставка в Музее Орсе рассказывает, как менялись взгляды писателя на искусство

Жорис-Карл Гюисманс (1848–1907) вошел в историю литературы романом «Наоборот» (1880), ставшим манифестом декаданса конца XIX века. Однако мало кто сегодня знает, что Гюисманс был и художественным критиком, к голосу которого прислушивались современники. Этой странице в биографии писателя и посвящена выставка в Орсе. А в качестве ее сценографа музей пригласил итальянского художника Франческо Веццоли (р. 1971), тоже декадента, но в современной, иронически-китчевой его версии. Экспозиция из отобранных кураторами и Веццоли произведений живописи и графики прослеживает, как менялись эстетические вкусы Гюисманса. В литературе он начинал как ученик Эмиля Золя, затем увлекся «Цветами зла» инфернального романтика Шарля Бодлера и мистикой, а под конец жизни стал глубоко верующим католиком.

К художественной критике Гюисманс пришел в 1876 году, когда, будучи поклонником Рембрандта и Франса Халса, открыл для себя живопись Эдгара Дега и импрессионистов. Принимал он их не всех, а только тех, кто, с его точки зрения, были «настоящими реалистами». В своих статьях он защищал художников, противопоставляя их «реализм и современность» Салону и академической живописи. Об этом — раздел экспозиции, охватывающий время с 1876 по 1883 год и включающий работы Эдгара Дега, Эдуарда Мане, Гюстава Кайботта и полузабытых сегодня художников, как Жан-Франсуа Раффаэлли, друг писателя. Второй раздел (1884–1889) посвящен времени увлечения Гюисманса мистикой, и соответственно здесь показаны символисты — Гюстав Моро, Одилон Редон, Пюви де Шаванн. А дальше — переход от мистики к религии, представленный «Видением» Гюстава Моро,  «Распятием Христа» Одилона Редона и их предтечами, художниками Северного Возрождения. Есть здесь работы и самого Веццоли, его портреты femme fatale эпохи декаданса Иды Рубинштейн («Невинный», 2019) и Айседоры Дункан («Наслаждение», 2019), названия которых отсылают к двум знаменитым романам той поры Габриеле Д’Аннунцио, итальянского альтер эго Гюисманса. 

Музей Орсе
Жорис-Карл Гюисманс как художественный критик
До 1 марта
www.musee-orsay.fr

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+