18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Означает ли коллективная награда конец Премии Тернера?

Решение Лоуренса Абу Хамдана, Хелен Каммок, Оскара Мурильо и Тай Шани разделить награду понятно в контексте коллективной природы творчества каждого из них, но, как оно отразится на самой премии, пока неизвестно

Впервые за 35-летнюю историю Премии Тернера четверо номинантов — Лоуренс Абу Хамдан, Хелен Каммок, Оскар Мурильо и Тай Шани — решили объединиться в коллектив и обратились к жюри конкурса с письмом, в котором попросили не выбирать из их числа одного победителя, а присудить премию всем четверым. Члены жюри (судя по всему, единодушно) согласились с этим предложением и даже объявили, что для них «честь поддержать этот акт солидарности и сотрудничества в эпоху разобщенности».

Итак, художники, по сути, захватили Премию Тернера. Не предвещает ли это ее конец? С момента учреждения в 1984 году конкурс вызывает бурные споры не только вокруг искусства, которое он отмечает наградой, но и вокруг самого факта своего существования. Уже давно устоялось мнение, что из-за того, что победители и проигравшие определяются из числа художников, творчество которых практически всегда очень разное и потому несопоставимое, а также из-за пристального внимания, которое намеренно привлекается к Премии Тернера, участие в конкурсе может обернуться неприятным и тяжелым опытом.

Некоторые художники, в числе которых Сара Лукас, Джулиан Опи и Керит Вин Эванс, отказывались от приглашения в шорт-лист, а Хелен Мартен решила подорвать устоявшиеся иерархические отношения и разделила с остальными номинантами и Премию Тернера, и Премию Хепуорт, присужденные ей в 2016 году. За год до этого Тистер Гейтс поступил так же, получив премию Artes Mundi в размере £40 тыс.

Но если совершенный в нынешнем году коллективный шаг четверых художников бросает вызов устоявшейся практике премий, то в контексте творчества каждого из них он совершенно естественен. Номинанты не были знакомы между собой прежде и очень по-разному работают с самыми разнообразными общественно-политическими проблемами. Тем не менее творчество каждого из них идет вразрез с принятым на конкурсах разделяющим форматом выбора одного победителя. Будь то медлительные перформансы Шани, основывающиеся на современных и старинных текстах, разнообразные исследования Мурильо, изучающего труд и вынужденное переселение, археология социальной истории Каммок или анализ роли звука в расследовании нарушений прав человека, который делает Абу Хамдан, — индивидуальная работа каждого из этих художников опирается на совместные усилия многих людей.

Получая Премию Тернера вместе, они не только действуют сообразно этому стремлению — своим решением отмести эгоистические соображения и жажду финансовой выгоды они делают сильное заявление о коллективной солидарности перед лицом разделяющей, несправедливой и враждебной среды, в которой мы сейчас находимся.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+