18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Итальянцы помогли струнным раритетам российских музыкантов

№79
Материал из газеты

После долгих переговоров итальянские мастера отреставрировали скрипку Санто Серафино и виолончель Пьетро Гварнери XVIII века, пострадавшую в бытовой драке

Российский национальный музей музыки провел нынешней осенью первый семинар по реставрации струнно-смычковых музыкальных инструментов, на котором занятия вели признанные мастера из Италии. По его итогам самые умелые отечественные реставраторы продолжат обучение (для этого будет приобретено специальное оборудование); впоследствии они смогут самостоятельно восстанавливать уникальные инструменты семейств Амати, Гварнери, Страдивари из состава Госколлекции — те, на которых по сей день играют российские музыканты.

Государственная коллекция музыкальных инструментов возникла в 1878 году, когда Константин Третьяков, однофамилец Павла Третьякова, передал свое собрание Московской консерватории. На протяжении полутора веков коллекция пополнялась из разных источников и многократно реорганизовывалась, а в 2010 году была передана в управление Музею музыки. Сегодня в ней 286 драгоценных струнных смычковых инструментов: 197 скрипок, 43 альта, 41 виолончель, 3 контрабаса, пошетта и лироне.

На некоторых из них играл Мстислав Ростропович, сейчас с ними выступают Юрий Башмет и «Солисты Москвы», музыканты Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского, Российского национального оркестра. Играют интенсивно — и все эти годы мелкий ремонт и реставрацию инструментов делали отечественные мастера, стремясь в первую очередь сохранить звучание. Воссоздание исторического облика скрипок и виолончелей отступало на второй план, а серьезную реставрацию наши мастера сделать и вовсе не могли: мало того что в России этому нигде не учат, но и по правилам для того, чтобы заниматься, например, скрипкой Страдивари, нужно иметь сертификат от Фонда Антонио Страдивари, что в Италии. 

После долгих переговоров и поручения президента РФ итальянские мастера из мастерской эксперта и реставратора старинных музыкальных инструментов Брюса Андерса Карлсона взяли в работу скрипку Санто Серафино (Кремона, 1749) и виолончель Пьетро Гварнери (Венеция, первая половина XVIII века). Скрипка была в неплохом состоянии, а вот виолончель пришлось буквально спасать из руин. Она в 2001 году пострадала в результате бытовой драки, пока находилась в пользовании у музыканта Олега Ведерникова, из-за чего он даже попал под суд. После варварских ударов ногами верхняя дека инструмента треснула, обечайка раскололась, гриф отошел от корпуса с утратой фрагментов. Потребовалась огромная работа, включая исследовательскую часть (радиография и дендрохронология, химический анализ лаков), чтобы возродить инструмент без ущерба для его звучания. Что получилось в итоге можно до 19 января увидеть на выставке «Коллекция особого назначения» в Музее музыки.

Там надеются, что сотрудничество отечественных и итальянских мастеров будет продолжено — в Госколлекции еще около 30 инструментов требуют профессионального вмешательства реставраторов. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+