18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петр I, первый во всем: покровитель искусств, коллекционер и даже художник

№78
Материал из газеты

На выставке в Музеях Московского Кремля соберут 200 редких экспонатов

Музеи Московского Кремля этой выставкой начали отмечать два наступающих юбилея Петра I: через два года исполнится 300 лет с момента принятия им титула императора, а через три — 350 лет со дня его рождения. Тема для выставки выбрана неординарная: как покровителя науки и искусства, коллекционера, а уж тем более художника Петра никто еще не представлял. Хотя всем известна его просветительская деятельность и то, что он основал первый русский публичный музей — Кунсткамеру в Санкт-Петербурге. Последний раздел выставки посвящен именно ей и личному собранию монарха — его Кабинету в Москве. 

Здесь показаны разные экспонаты — от коллекций китайского фарфора и механических игрушек до токарных станков, на которых Петр работал — делал модели для медалей и рельефов. Как художника императора представляют и созданные им гравюры. 

А начинается выставка разделом с вещами, которыми Петр был окружен в своем московском детстве, — государственными регалиями, посольскими дарами, драгоценными предметами и диковинами из заморских земель. Следующий раздел рассказывает о зарубежных поездках Петра, где он познакомился с европейскими музейными собраниями Англии и Голландии. Там же Петр понял, насколько важны кунсткамеры для просвещения подданных. Этот раздел сформирован при участии Музея Амстердама и Национального морского музея Великобритании в Гринвиче. Ведь именно две главные тогда морские державы не только дали русскому царю понимание того, как построить флот, но и познакомили с важнейшими научными достижениями. В Гринвиче Петр посещал местную обсерваторию, где беседовал с астрономом Джоном Флемстидом, а в Лондоне брал уроки математики и астрономии. 

При поддержке музея «Зеленые своды» в Дрездене составлен раздел, посвященный кунсткамере саксонского курфюрста Августа Сильного, который был другом Петра. Здесь показаны мемориальные вещи двух монархов и их подарки друг другу. Намерение Августа превратить сокровищницу предков в музей, по-видимому, повлияло на решение Петра открыть  свою Кунсткамеру.

В выставке участвуют также Государственный Эрмитаж и Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Всего в выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца демонстрируется 200 экспонатов. 

Музеи Московского Кремля
Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник
29 ноября – 8 марта 2020

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+