18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

За гробовой доской: мучения грешников и отдых праведников

№78
Материал из газеты

Музей Андрея Рублева представляет выставку «Другое измерение» про смерть и загробную жизнь

Важнейшие сюжеты в любой из религий — смерть и загробная жизнь — собственных тематических выставок удостаиваются редко. Издержки современной атеистической эпохи, которая, не получив от религии инструментов смирения со смертью, старается этой пугающей темы избегать. Проект в Музее древнерусской культуры им. Андрея Рублева заполняет эту лакуну самой что ни на есть ортодоксальной формой — показом того, как изображали смерть в христианском искусстве. То есть старались ее понять и вообразить, путем познания контролировать ее и не бояться, готовясь к загробной жизни. 
Перед зрителем предстанут иконы и рукописные книги, а также западноевропейские гравюры (оказывавшие влияние на православное искусство). Произведения из фондов самого музея, из Государственной Третьяковской галереи и Российской государственной библиотеки, а также из частных собраний и церквей, например собрания русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного, покажут, как душа человеческая расстается с телом, как ее забирают ангелы или бесы и что происходит с ней дальше. 

Около 100 произведений рассказывают о главном лице христианской истории и Его Воскресении, а также о последних минутах святых и обычных людей, как праведников, так и грешников. На иконе «Образ предсмертного покаяния» предстает умирающий, над которым проводят положенные обряды, а гравюра «Плачу и рыдаю егда помышляю смерть» на текст стихеры из заупокойного канона демонстрирует размышления верующего над скелетами и гробами. 

Впервые выставлена датированная и ранее не экспонировавшаяся шитая плащаница «Христос во гробе» (1731) Устиньи Лихаревой из собрания музея. «Памяти смертной» как подготовке к переходу в загробную жизнь посвящена картина из Егорьевского художественного музея, где изображен усопший иеромонах Нафанаил, насельник Задонской пустыни, тело которого положили в гроб, подготовленный им самим за десять лет до кончины. Выставка рассказывает и о том, что происходит с душой на том свете: мучения грешников в преисподней или отдых праведников в райском саду — весь спектр того, чего ожидают православные после своей смерти.

Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева
Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве
22 ноября – 26 января 2020

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+