The Art Newspaper Russia
Поиск

Chanel а-ля рюс

Ювелиры Chanel воплотили в новой коллекции мечты Великой Мадемуазель о России, в которой она никогда не была, но которую так любила

Габриэль Шанель, строго говоря, не увлекалась ювелирным делом. Она, помимо прочего, известна как ярая пропагандистка дневной и вечерней бижутерии из недрагоценных металлов и искусственного жемчуга. Первый триумф модельера пришелся на межвоенное время (1920–1930-е годы) и Великую депрессию в США, что предполагало некоторый «модный демократизм». В свойственной ей безапелляционной манере («чего нет у меня, того и вовсе не должно быть») Шанель заявляла, что носить натуральный жемчуг и крупные бриллианты — дурной тон и безвкусица.

Однако еще одной стороной личности Великой Мадемуазель были конформизм и гибкость. Несмотря на пронесенную сквозь всю долгую профессиональную жизнь любовь к бижутерии, в 1932 году она выпустила свою первую и последнюю прижизненную коллекцию драгоценностей Bijoux de Diamants — и больше к этой теме не возвращалась. Вероятно, ювелирное дело было в ее понимании неоправданно затратной затеей и ненужной конкуренцией с прославленными французскими Домами, специализировавшимися именно на нем.

Однако идеи, заложенные в той коллекции и вообще во всем, что делала и чем жила Шанель, служат для ее последователей неиссякаемым источником вдохновения. Ювелирные украшения Chanel выпускает уже около четверти века, и поводом для коллекций успели стать и лев (зодиакальный знак Шанель и геральдический символ обожаемой ею Венеции), и комета и перо, о которых была линия Bijoux de Diamants, и коромандельские ширмы, украшающие и по сей день ее апартаменты на улице Камбон.

Дошла очередь и до общеизвестной, в общем-то, любви мадемуазель Шанель ко всему русскому. Не секрет, что вышедшая из, как говорили в годы ее юности, мелкобуржуазной среды, она любила дружить с русскими аристократами, эмигрировавшими в Париж после революции. Ее секретарем был граф Голенищев-Кутузов, заказы на вышивки она размещала в ателье Kitmir, основанном великой княжной Марией Павловной, а с великим князем Дмитрием Павловичем, ее братом, у кутюрье была любовная история.

Роман был недолгим, но весьма плодо­творным. В жизни Шанель и до Дмитрия были разные «околороссийские» эпизоды, прежде всего связанные с легендарными «Русскими сезонами» Сергея Дягилева и, в частности, с покровительственной дружбой Мадемуазель с композитором Игорем Стравинским. Все эти переживания, как культурные, так и личные, влияли на ее работу — а сейчас вдохновляют ее последователей, в числе которых, естественно, и мастера ювелирного ателье Chanel.

В 2017 году они создали Inspiration Russe, первую капсульную линию High Jewelry, навеянную духом Российской империи, — несколько браслетов и колец. В 2019 году пришло время для полноценной коллекции. Команда, возглавляемая Патрисом Легеро, выпустила Le Paris Russe de Chanel — «Русский Париж Шанель» из нескольких десятков драгоценностей. В ней читаются и мотивы дягилевских сезонов, и рокайльные темы архитектуры Растрелли, и русский позумент, и двуглавые орлы, и орденские бриллиантовые звезды, и кружево, сплетенное работницами Kitmir, и пшеничные колосья, букет из которых привезли мадемуазель Шанель из России ее манекенщицы в 1967 году.

Каждое украшение выполнено на высочайшем техническом уровне с использованием лучших камней — от крупных бриллиантов необычной огранки, подчиненной дизайнерскому замыслу, как в колье и серьгах Aigle Protecteur (с камнями огранки «щит» и «бриолет»), до ярких цаворитов и цитринов в украшениях сета Folklore. Не обошлось, разумеется, и без жемчуга и эмали, ведь ни один учивший историю искусства не мыслит без них русское ювелирное дело. Среди самых впечатляющих изделий коллекции — колье Blé Gabrielle с незакрепленным рядом микроцепочек, которые колышутся при движении, словно те самые колосья пшеницы на ветру, и грандиозное колье Roubachka, где в россыпи бриллиантов, жемчуга и цветных камней почти незаметно вплетены драгоценные воплощения камелий, так обожаемых мадемуазель Шанель. 
Уже точно известно, что российской публике повезет чуть больше, чем тем, кто был свидетелем презентации коллекции в Париже: в Москве будут эксклюзивно представлены украшения сета Foulard, элементы которого напоминают то ли русские кокошники, то ли узоры павловопосадских платков.   

Новости партнеров

Просмотры: 1406
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Строительство Большого Египетского музея завершается
Фараон Хеопс потратил 20 лет на строительство своей Великой пирамиды. С 2002 года, когда был объявлен архитектурный конкурс на новый музей, и до его открытия в следующем году пройдет как раз около двух десятилетий.
16 сентября 2020
5
Башне с Уралмаша наконец повезло
Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма.
17 сентября 2020
6
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
7
Влюбленный в 1990-е: в МАММ проходит выставка Игоря Мухина
Среди музейной публики много молодежи, «миллениалов». Выставка «Наши 1990-е. Время перемен» будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнящих 1990-е, она станет поводом к ностальгии.
17 сентября 2020
8
Чтобы парадное не выглядело подъездом
Житель Петербурга за свой счет восстановил в доме исторические двери с витражами.
16 сентября 2020
9
Саша Фролова: «Художник должен быть объектом искусства в любой момент времени»
МMOMA совместно с Фондом Ruarts проводит выставку Fontes Amoris художника Саши Фроловой. Она рассказала нам о символах перерождения, трансформации женского образа и сверхвозможностях.
16 сентября 2020
10
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru